Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Зрительный анализатор

сложная нервно-рецепторная система человека и животных, осуществляющая восприятие и анализ зрительных раздражений. З. а. служит важнейшим источником формирования представлений о внешнем мире. З. а. включает три отдела: периферический (глаз), проводниковый (зрительный нерв, зрительные и подкорковые нервные образования) и центральный (зрительные зоны коры головного мозга). Периферическая часть З. а.—глаз, кроме собственно-рецептор-ной части, имеет систему сред, преломляющих световые лучи (роговица, хрусталик, водянистая влага и стекловидное тело), оболочки и сложный мы-шечно-зрительный аппарат, осуществляющий изменения диаметра зрачка и кривизны хрусталика, а также движение глаза. Благодаря диоптрическому (светопреломляющему) аппарату глаза оптическое изображение предмета падает на светочувствительную внутреннюю оболочку глаза — сетчатку, в ре-цепторных (воспринимающих) клетках которой, т. н. колбочках и палочках, находятся светочувствительные вещества. Колбочки (элементы дневного зрения) менее чувствительны, палочки (элементы сумеречного зрения) более чувствительны. Под влиянием световой энергии в палочках и колбочках происходят фотохимические реакции, которые дают начало биоэлектрическим импульсам, идущим через проводниковую часть З. а. к его центральному корковому отделу — затылочным долям коры головного мозга, где формируются зрительные ощущения. З. а. обладает высокой чувствительностью и большой способностью к адаптации {см.). Глаз способен воспринимать световые излучения от нескольких квантов (абсолютный порог световой чувствительности равен 2—8 квантам) до величин, примерно в 200 тыс. раз превышающих порог. Различительная чувствительность З. а. в ряде случаев превышает возможности точнейших оптических приборов.

Видимый человеком свет представляет собой небольшой участок спектра электромагнитных волн от 380 до 780 нм. З. а. позволяет определять свет и цвет, а также форму, величину, движение, удаленность и взаимное расположение предметов. З. а. как дистантный анализатор дает возможность легко ориентироваться в окружающей обстановке, определять ряд свойств предметов без непосредственного соприкосновения с ними.

В работе З. а. большое значение имеют проприорецептивные (кинестетические) ощущения от сокращения глазных мышц, связанные с настройкой глаза на лучшее восприятие предмета (посредством сведения зрительных осей и изменения выпуклости хрусталика). Эти ощущения имеют значение для определения величины и направления, удаленности и движения предметов. Импульсы от проприорецепторов синтезируются в коре головного мозга с импульсами от светочувствительного аппарата глаза, в результате чего создаются образы предметов.

При заболеваниях З. а., затрагивающих разные его отделы, может наступить частичное или полное нарушение его деятельности {см. Агнозия, Слабови-дение. Слепота).

Функция З. а. на протяжении жизни человека претерпевает изменения, связанные с развитием организма в молодом возрасте, старением, условиями жизни и труда и др. Развитие зрения продолжается на протяжении всего школьного периода, поэтому педагог должен следить за соблюдением уч-ся всех санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение утомления зрения, возникновения аномалий рефракции и болезней глаз. Особенно необходимо щадить зрение детей и подростков, обучающихся в школе слабовидящих. Задача этих школ — не только дать уч-ся полноценное образование, но и сохранить, а по возможности и улучшить их зрение, научить рационально им пользоваться.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: