возможность ребенка с помощью взрослого или в сотрудничестве со взрослым путем подражания выполнить то, что он не может сделать самостоятельно, и таким образом подняться на более высокую ступень развития.
Понятие «З. б. р.» введено в советскую педагогику и психологию советским психологом Л. С. Выготским. Это понятие динамическое: «...то, что лежит в зоне ближайшего развития в одной стадии данного возраста, реализуется и переходит на уровень актуального развития во второй стадии» (Л. С. Выготский). Л. С. Выготский указывал, что программа и методы обучения должны соответствовать не только умственному уровню, достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития», предложив таким образом новый принцип в определении возрастных психологических особенностей детей.
Понятие о «З. б. р.» учитывается и при обучении аномальных детей. Определив, что аномальный ребенок может делать самостоятельно, что путем подражания или в сотрудничестве со взрослыми, постепенно и последовательно переводят его «З. б. р.» в зону актуального развития и подготавливают новую «З. б. р.». Коррекция икомпенсация аномального развития ребенка возможна только при учете и постоянном расширении