Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Знания

результат усвоения фактов, понятий, законов науки, в которых отражены закономерности развития природы и общества. Овладение подлинно научными З. формирует у уч-ся советской школы диалектико-мате-риалистическое мировоззрение и подготавливает их к практической деятельности. Овладение З. происходит гл. обр. в процессе обучения, направляемом педагогом, они могут быть приобретены и в результате самообразования — самостоятельного чтения, посещения лекций, музеев, театров, кино и т. д.

Процесс овладения З. происходит постепенно: от элементарных З. до овладения глубокими З. законов развития природы и общества. Показатель глубины, обобщенности и прочности З.— умение применять их на практике.

В спец. школе, так же как и в массовой, изучаются основы наук. Объем, система и глубина З., подлежащих усвоению, определяются уч. программами и учебниками для спец. школ, составляемыми на основе изучения особенностей развития аномальных детей.

При обучении аномальных детей необходимо учитывать, что дефекты их развития создают трудности в овладении З. Формализм в З. обнаруживается у всех основных групп аномальных детей. Поэтому борьба с формализмом в знаниях в спец. школах приобретает особое значение. У слепых детей он возникает от недостаточности наглядного опыта, вследствие чего З., приобретенные в словесной форме, не опираются на представления, связанные с непосредственно воспринимаемыми явлениями. У глухих детей к формальному усвоению З. может привести задержка в овладении словесной речью, более медленное, чем у детей, обладающих нормальным слухом, формирование словесного мышления, являющегося необходимым орудием усвоения абстрагированных и обобщенных знаний. У умственно отсталых детей к формализму в З. ведут специфические трудности развития словесно-логического мышления.

Специально организованное обучение, применение соответствующих дидактических средств и приемов облегчают процесс усвоения З. аномальными детьми.

Необходимо, чтобы выполнение уч-ся практических заданий постоянно сочеталось с речевой характеристикой их содержания.

Ведущая форма сообщения З. слепым детям — словесные методы обучения (рассказ, беседа, лекция) в сочетании с непосредственным наблюдением и активной деятельностью самих детей. В спец. школе для слепых детей широко используются различные виды изобразительной деятельности: лепка, моделирование, аппликация, вырезывание. Обязательно использование наглядных пособий, предназначенных для осязательного восприятия (рельефные рисунки, объемные модели и пр.), а также тифлотехнической аппаратуры.

Выработка обобщенных представлений об окружающем мире в единстве с развитием словесной речи является основой первоначального формирования знаний у глухих детей. В дальнейшем, когда объем знаний, сообщаемых детям, увеличивается и трудности понимания словесной речи могут препятствовать усвоению знаний, необходимо широко пользоваться различными формами наглядного обучения и расширять предметно-практическую деятельность самих детей. Обучение глухих детей осуществляется в форме устной речи (воспринимаемой путем чтения с губ) и сопровождается дактилированнем или записью на доске новых терминов. Учащиеся средних и старших классов школы для глухих расширяют свои знания в процессе чтения.

Формирование З. у умственно отсталых детей, понимание ими некоторых процессов и закономерностей достигается путем воспитания у них способности к мыслительному анализу, синтезу, отвлечению и обобщению свойств, признаков, взаимоотношений предметов и явлений в условиях практической деятельности.

Rambler's Top100
Реставрация ванн наливным акрилом в Гатчине vk.com/restavraciya_vann_gatchina.
Контактный е-mаil: