Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Заучивание

один из видов произвольного запоминания, предполагающий многократное повторение уч. материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, напр., запоминаются стихи, определения, законы, формулы, исторические даты. Различают три способа З.: частичный, целостный и комбинированный. При первом способе материал заучивается по отдельным частям, при втором — сразу целиком, в третьем способе сочетается первичное З. материала целиком с последующей доработкой наиболее трудных его частей. Последний способ З. обычно оказывается наиболее эффективным. При использовании же первого способа часто остается неясным смысл целого, и З. может превратиться в механическое запоминание; при втором способе З. на разные по трудности части текста расходуется равное число повторений, что нерационально, кроме того, по закону «края» середина материала, особенно ее вторая часть, удерживается в памяти хуже, чем начало и конец.

Крайне важно, чтобы процесс З. не превращался в механическое запоминание материала, к чему склонны умственно отсталые и глухие дети, а представлял собой процесс глубокого осмысления материала с включением таких операций при запоминании, как ознакомление со всем материалом, который запоминается, оценка его, смысловая группировка, выделение опорных пунктов и связывание материала внутри выделенных частей, а частей — между собой, привлечение конкретных образов и представлений (на последнее особо важно обращать внимание при обучении слепых и слабовидящих детей). При занятиях с аномальными детьми необходимо сочетать З. с запоминанием материала, предполагающим его переработку с целью последующей передачи своими словами (напр., рассказать основную мысль рассказа, объяснить причины поступков отдельных персонажей, установить время и место описанных событий и т. д.).

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: