Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Запоминание

один из основных процессов памяти, заключающийся в запечатлении воспринятого: представлений, мыслей, переживаний. Физиологическая основа З.—образование и закрепление в мозгу новых временных нервных связей. От особенностей З. в большой мере зависят длительность сохранения и успех воспроизведения запечатленного.

З. бывает непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное З. осуществляется непреднамеренно,без спец. задачи запомнить. Оно играет большую роль в жизни и деятельности человека и тесно связано с содержанием всей его деятельности. Обеднение деятельности аномального ребенка по сравнению с нормальными детьми (менее разнообразные игры аномальных детей, сужение, а иногда и полная неспособность выполнять бытовые обязанности и т. п.) наблюдается уже в раннем возрасте и приводит к уменьшению объема непроизвольно запоминаемого: отдельных предметов, их свойств, отношений, действий, состояний и т.д. Человек лучше запоминает то, что отвечает его интересам, мотивам, потребностям. Поэтому если у аномального ребенка наблюдается замедленное и недостаточное развитие интересов, потребностей, мотивов (что бывает наиболее выражено у умственно отсталых детей), то и непроизвольное З. развивается относительно слабее. В процессе спец. воспитания и обучения обогащается деятельность аномальных детей и развиваются их интересы, потребности, мотивы.

Все это значительно повышает возможности их непроизвольного запоминания.

Непроизвольное З. играет значительную роль в уч. и трудовой деятельности школьников. Успешность непроизвольного

З. уч. материала на уроке, усвоение знаний, черпаемых из книг, и др. зависят от понимания уч-ся устной и письменной речи, способности к анализу и синтезу воспринимаемого материала, его сравнения с другим, ранее известным, и т. д.

Поэтому задержка развития словесной речи и связанные с этим особенности мышления у глухих детей обусловливают менее полное, точное и прочное непроизвольное З., чем у детей с нормальным слухом. Специфика непроизвольного З. резче обнаруживается у умственно отсталых д е-т е й, испытывающих особые затруднения в мыслительной деятельности.

У слепых же детей быстро развивающееся мышление способствует более интенсивному развитию непроизвольного З.

Для успешного произвольно-г о З., совершающегося в силу поставленной перед собой задачи запомнить, так же как и для непроизвольного З., крайне важна связь с мыслительной деятельностью (применение спец. приемов: составление плана запоминаемого материала, его классификация, систематизация, сравнение запоминаемых объектов между собой и с ранее усвоенным, опора на наглядные образы и др.).

У умственно отсталых детей обнаруживаются значительные трудности произвольного З. Они обусловлены, во-первых, тем, что умственно отсталым детям трудно подчинять свои действия определенной задаче, в данном случае задаче З., и, во-вторых, недостаточным развитием их мышления, не дающим им возможности использовать для З. разнообразные мыслительные приемы.

Произвольное З. глухих детей также отличается своеобразием. Трудности понимания словесной речи, вызванные у глухих детей задержкой развития речи, ведут к тому, что такие дети часто оказываются не в состоянии использовать словесную речь как средство переосмысления запоминаемого материала. Глухие дети обычно многократно повторяют материал и заучивают его без связи с ранее усвоенным. Такое З. не дает прочных и систематических знаний и ведет к быстрому забыванию усвоенного. При З. конкретного материала глухими детьми большую роль играет мышление, опирающееся на мимико-жестикуляторную речь; однако при З. более абстрактного материала возможности мимико-жести-куляторной речи ограниченны.

Спец. обучение способствует развитию мышления и деятельности умственно отсталых детей, словесной речи и мышления глухих детей, что создаетвозможность развития произвольного запоминания. Кроме того, умственно отсталых и глухих детей необходимо специально обучать различным мыслительным приемам, обеспечивающим полноценное понимание материала и прочное его З.

Слепые дети вынуждены запоминать большой уч. материал. Большие возможности развития мышления создают благоприятные условия для формирования у них разнообразных способов произвольного З. При работе со слепыми детьми главное внимание следует уделять тому, чтобы запоминаемый материал имел опору в чувственных восприятиях и наглядных образах (представлениях).

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: