Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Заочное высшее дефектологическое образование

одна из форм подготовки специалистов-дефектологов. Заочное дефектологическое образование является частью всей системы заочного образования в нашей стране.

Заочное обучение возникло после Великой Октябрьской социалистической революции.

В руководящих материалах о системе заочного обучения было предусмотрено создание сектора заочного обучения при

Министерстве просвещения РСФСР. Сектор разрабатывал уч. планы, программы для заочного обучения. В 1932 г. было проведено первое Всероссийское совещание по вопросам заочного педагогического образования. На совещании обсуждались важные вопросы совершенствования методов и организации заочного обучения.

В 1932 г. был создан научно-методический кабинет по заочному обучению. Тогда же начал издаваться журнал «Заочное образование».

Большую роль в истории развития заочного педагогического образования сыграли постановления Совнаркома РСФСР «Об укреплении заочного педагогического образования» (1933), в соответствии с которыми все учителя, не имеющие законченного педагогического образования, обязаны были повышать свою квалификацию путем заочного обучения.

Система заочного обучения продолжала функционировать и в тяжелые годы Отечественной войны. В эти годы был проведен ряд мероприятий по укреплению заочного педагогического образования, студенты-заочники освобождались от платы за обучение, для них были установлены дополнительные отпуска и проезд на сессию за счет государства. В настоящее время студенты-заочники получают дополнительный оплачиваемый отпуск. Всем студентам, успешно выполняющим уч. план, оплачивается проезд к месту учебы.

Постановления партии и правительства о заочном образовании имели принципиальное значение для организации заочного дефектологического образования. До Октябрьской революции кадры дефектологов почти не готовились.

Незначительное количество таких специалистов подготавливалось на курсах при Санкт-Петербургском училище глухонемых и при Петербургской вспомогательной школе. После победы Великой Октябрьской социалистической революции подготовка специ-алистов-дефектологов включается в государственную систему высшего педагогического образования.

Развитие высшего заочного дефектологического образования было вызвано острой нуждой в специалистах. Кроме того, эта форма обучения по сравнению со стационарным более экономна. Заочно повышают свою квалификацию многие учителя и воспитатели спец. школ.

В настоящее время заочная подготовка дефектологов осуществляется на факультетах педагогических ин-тов: в

Московском государственном заочном педагогическом ин-те по специальностям: сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия; на дефектологическом факультете Ленинградского педагогического института по специальностям: сурдопедагогика, олиго-френопедагогика, тифлопедагогика, а также в Свердловском, Киевском, Иркутском педагогических ин-тах.

Лица, оканчивающие дефектологический факультет заочно, приобретают ту же квалификацию, что и получающие очное образование. Срок обучения на заочных отделениях — пять лет. За период обучения студенты изучают следующие основные циклы наук:

а) общественные науки — история КПСС, основы научного коммунизма, политэкономия, философия;

б) педагогические науки — общая и спец. педагогика, логопедия, история общей и спец. педагогики, общая и спец. психология,частные методики — русского языка, математики, истории, географии, естествознания;

в) медицинские науки — основы патофизиологии, основы анатомии, физиология и патология органов слуха и речи, психопатология, клиника олигофрении, основы неврологии;

г) лингвистические и филологические науки — русский язык, русская литература XIX в., XX в.; советская литература;

д) спец. предметы —логопедия, неврологические основы логопедии, логопедическая ритмика, методы логопедии, психология и патология речи, олигофренопедагогика, сурдопедагогика и др.

При некоторых факультетах педагогических ин-тов (Московском, Ленинградском) ведется заочная подготовка дефектологов для лиц, имеющих законченное высшее образование. Они изучают в течение 3 лет только спец. предметы дефектологического цикла. По окончании получают право работы в спец. школах.

Для студентов-заочников как в период сессий, так и между сессиями читаются лекции, проводятся консультации, практические занятия, две экзаменационные сессии в год — зимняя продолжительностью в 10 дней и летняя продолжительностью в 30 дней. Заочники пользуются- книжным фондом институтских библиотек. Кроме того, для студентов-заочников издаются спец. уч. пособия с учетом особенностей заочного обучения, курсы лекций по отдельным предметам, учебно-методические указания к курсам, контрольные и курсовые работы,сборники упражнений и т. д.

На заочное обучение принимаются преимущественно учителя и воспитатели спец. школ, имеющие стаж практической работы.

Заочное дефектологическое образование — одна из важных форм подготовки кадров для спец. школ. Лицам, работающим в спец. школах, созданы все условия для повышения квалификации и получения высшего дефектологического образования без отрыва от производства.

Rambler's Top100
второе высшее педагогическое образование дистанционно
Контактный е-mаil: