Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Заикание у детей

расстрой ство речи с преимущественным нарушением коммуникативной ее функции. Для страдающих З. характерны затруднения устного общения с людьми. Легче им удается повторение услышанного, чтение вслух, различные формы репродуктивной речи, не требующей самостоятельного ее построения. Проявление З. в письме встречается крайне редко. Внешне З. выражается в прерывистости речи с характерным разрывом слова на слоги или звуки, его составляющие. Нарушение плавного течения речи порой сопровождается судо-рогоподобным напряжением речевой мускулатуры, возникающим только в момент говорения.

Чаще всего З. наблюдается у детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.

Причина З. связана с перенапряжением или травмой нервной системы (общая и речевая перегрузка, детские инфекции, испуг, потрясения и т.д.), вызывающими нарушение регулятивных механизмов речи. Однако названные причины вызывают З. не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: конституциональная или приобретенная нервность, вегетативная дисфункция и т. п., снижающие устойчивость нервной системы ребенка. З. может быть связано с неврозами, психическими травмами, органическими поражениями центральной нервной системы и т. д. В некоторых случаях причиной З. является подражание неправильной речи окружающих.

Чаще всего З. возникает у детей при переходе к развернутой самостоятельной речи. Сложность этого перехода состоит в том, что ребенку приходится овладевать фразовой речью, а следовательно, и новыми способами речевого общения.

Элементарные формы речи связаны с непосредственным восприятием объектов. На этом уровне общения окружающие понимают речь ребенка с помощью ситуации, к которой его слова относятся (ситуационная речь). В отличие от этого пользование развернутой фразовой речью соответствует другим, более сложным формам общения. При помощи ее сообщается не только о наглядно воспринимаемых объектах или простейших эмоциях, но и о предметах, на которые нельзя указать и момент разговора, о ситуациях, имевших место в прошлом, о намерениях па будущее, о выводах, соображениях, о своем отношении к чему-либо и т. д. Переход к речи, понимаемой лишь при словесном контакте (контактная речь), не всегда протекает безболезненно. Контактная речь требует высокого уровня саморегуляции. Многие случаи З. являются выражением дезорганизации речевого акта, происходящего в условиях развернутого общения с окружающими.

Затруднения заикающегося ребенка в начале сказываются в своеобразном повторении слогов, слов, позволяющем ему выиграть время, чтобы подобрать нужные слова, обороты речи. Обычно такие явления вскоре исчезают, уступая место нормальному пользованию развернутой связной речью. Однако в некоторых менее благоприятных случаях прерывистость речи усиливается. Дальнейшая судьба подобных нарушений во многом зависит от условий воспитания ребенка, от организации разговорной среды. Прерывистость речи принимает затяжной характер обычно там, где переход от общения в наглядной ситуации к чисто словесным ее формам происходит у ребенка недостаточо постепенно, без надлежащей регуляции этого процесса. Большое значение имеет речь окружающих. Замечено, что ускоренная речь лиц, воспитывающих ребенка, дефекты произношения и др. отклонения в их речи усиливают возможность появления заикания. Также неблагоприятно сказывается чрезмерно сложная, обобщенная речь окружающих, многоязычие, острые споры в присутствии ребенка, в особенности если ребенок стремится разобраться в содержании того, о чем говорят вокруг него. З. у детей возникает чаще всего в семье, где к речи маленького ребенка рано предъявляют непомерные требования, когда он подолгу пересказывает и воспроизводит услышанное. Нередко речь таких детей родители с гордостью демонстрируют перед посторонними. Детей заставляют читать трудные стихи, поощряют недетские обороты речи и выражения, что ведет к перенапряжению нервных сил ребенка.

В некоторых случаях З. возникает у детей при отставании речевого развития. Подобное явление чаще наблюдается у старших дошкольников и у тех школьников, у которых переход к развернутой речи наступает позднее. Такие дети позже начинают говорить, накопление слов и усвоение грамматических форм происходит у них медленно. Наряду с З. наблюдается проявление общего недоразвития речи.

Для предупреждения З. большое значение имеет правильное воспитание. Особую настороженность должно вызывать перенасыщение речевого запаса ребенка отвлеченными понятиями и сложными лексико-грамматическими конструкциями. Чрезмерный разрыв между пониманием слов и возможностью пользования ими способствует возникновению З. Нередко З. как раз и начинается в момент аффективного напряжения, сопровождающего по тем или иным причинам усилия ребенка, направленные на то, чтобы извлечь слово из своего словарного запаса.

Успех исправления З. у детей зависит от давности его наступления. Наиболее благоприятен для исправления первый период его возникновения. Только что возникшее З. удается преодолеть при помощи «режима молчания». Суть его состоит в ограничении речевого общения с окружающими, но не путем запрета, а с помощью организации таких условий, при которых ребенок не должен поддерживать разговор, отвечать на вопросы и т. д. При «режиме молчания» допускается контакт с одним лицом, которое обращается к ребенку лишь по крайне необходимому поводу, вполголоса или шепотом. Временно надо убрать книги, перестать читать вслух, не задавать вопросов, требующих развернутого ответа, чтобы не создавать повода для З. При выполнении этого требования в начальный период З. можно рассчитывать на скорое восстановление правильной речи. По назначению психоневролога «режим молчания» нередко сочетают с врачебным воздействием.

Если первый, наиболее благоприятный момент для исправления речи упущен и уже установилось стойкое З., необходимы систематические логопедические занятия.

Помощь заикающимся детям оказывают в учреждениях министерств просвещения и здравоохранения. При некоторых яслях, детских садах, диспансерах, больницах имеются спец. стационары и полустационары. Для школьников с тяжелой степенью З. предусмотрены отделения в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Во многих массовых школах работают логопедические пункты. Кроме того, детям всех возрастов оказывается амбулаторная логопедическая помощь при детских поликлиниках.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: