Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Забывание

утрата зафиксированных ранее в памяти зрительных, слуховых и др. впечатлений, знаний, умений, навыков. З. выражается как в невозможности вспомнить или узнать предмет, явление, понятие, так и в ошибочном их припоминании и узнавании. Физиологическая основа З.— торможение временных нервных связей. З. обычно происходит непроизвольно.

У умственно отсталых детей часто происходит З. характерных особенностей предметов и явлений, понятий, законов, запечатленных ранее. Умственно отсталые дети обычно уподобляют новое тому, что уже знакомо им. Поэтому при обучении умственно отсталых детей необходимо не только устанавливать связи между новыми знаниями и тем, что было известно им прежде, но и обращать их внимание на те особенности, которые отличают новое от старого.

Такое же своеобразие процесса З., но в менее выраженной форме свойственно памяти глухих детей. Задержка развития речи у глухих детей вызывает затруднения при запоминании знаний, выраженных словесно. Глухие дети не всегда могут использовать мыслительные приемы систематизации материала при его запоминании и прибегают к его многократному повторению, а это ведет к быстрому З. Педагог должен следить, чтобы все сообщаемые детям новые сведения обязательно связывались с др. ранее известными детям и систематизировались.

Слепые дети быстрее всего забывают образы предметов, с которыми в процессе обучения не были достаточно ознакомлены. Если словесные знания слепых детей не опираются на образы, они быстро забываются. Чтобы добиться прочности запоминания у слепых детей, нужно дать им возможность неоднократно знакомиться с предметами и разносторонне их обследовать.

Аномальные дети, особенно умственно отсталые, относительно труднее удерживают в памяти уч. материал потому, что не всегда понимают его значение и не испытывают к нему познавательного интереса (см. Интересы аномальных детей).

Поэтому необходимо, чтобы аномальные дети понимали жизненную значимость полученных знаний. С наибольшим успехом это достигается при применении знаний в практической деятельности (См. также Реминисценция в психологии).

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: