Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Эстетическое воспитание

воспитание эстетических взглядов, вкусов и чувств, понимания прекрасного в искусстве, природе, труде, общественных отношениях, поступках людей. Э. в.— одна из сторон коммунистического воспитания. Цель Э. в.— научить воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное во всех его проявлениях.

Особенности коммунистического Э. в. состоят в понимании красоты не как внешне красивой формы, независимой от содержания, а как единства высокоидейного содержания и прекрасной формы его выражения. Поэтому задача коммунистического Э. в.— воспитать у детей понимание истинно прекрасного содержания, выраженного в соответствующей ему прекрасной форме, умение противостоять влиянию чуждой эстетики, основанной на враждебной идеологии.

Аномальные дети, которым необходимо обеспечить в меру их развивающихся возможностей всестороннее развитие и посильное участие в коммунистическом строительстве, получают и соответствующее Э. в.

Дети младшего возраста прежде всего воспринимают все яркое, бросающееся в глаза. Эта особенность более отчетливо выявляется у глухих и слабослышащих детей в силу компенсаторного развития их зрительных функций. Нарушение слуха ограничивает их эстетическое восприятие и переживания областью зрительно-двигательной сферы, отчасти областью обоняния и вкуса. Задержка речевого и общего развития без достаточного и своевременного воспитания, делает их восприятие обедненным. Необходимо использовать все положительные возможности глухих и слабослышащих, чтобы на этой основе создать у них более обобщенные и глубокие по содержанию художественные образы.

Вся система воспитания и обучения детей с недостатками слуха и речи (особенно применение спец. методов обучения речи, развития мышления, самостоятельного чтения детской художественной литературы и др.) расширяет эстетическое восприятие у этих детей

Для слепых детей область эстетического ограничивается главным образом слуховыми восприятиями, напр, восприятием звуков окружающей природы (пения птиц, журчания ручья, шелеста деревьев, трав, жужжания пчел, стрекота цикад и т. д.) или музыки. Движения под музыку (ритмика, художественная гимнастика, ганцы) расширяют эстетическое восприятие слепых детей. Развитая речь и мышление, любовь к чтению позволяют им обогатить свои эстетические представления, образы, понятия и чувства.

Умственно отсталые дети вследствие их интеллектуального и эмоционального недоразвития первоначально воспринимают лишь элементарные проявления красоты. Однако воспитательно-образовательная работа и спец. занятия музыкой дают хорошие результаты в их эстетическом воспитании.

Таким образом, на основе сохранных анализаторов, используя все положительные возможности аномальных детей, опытные педагоги расширяют прежде всего их чувственное познание. Кроме того, развивая речь и мышление уч-ся, учителя и воспитатели достигают более глубокого понимания ими явлений окружающей действительности. Личный пример учителя играет большую роль в Э. в. детей.

Привитие вкуса к прекрасному начинается с т. н. эстетики быта (навыков культурного поведения, соблюдеия чистоты, и др.). Дети знакомятся с эстетикой быта, используя сохранные анализаторы, напр, осязание, слух, обоняние и т. д.

Для Э. в. а. д. применяются средства художественного воспитания: рисование, рельефное рисование, лепка, ритмика, танцы, декламация, пение, музыка, драматическое искусство и т. д. При этом используются сохранные анализаторы.

Особое значение для Э. в. аномальных детей имеет постоянное систематическое восприятие доступных пониманию произведений искусства под руководством опытных педагогов. Для этого необходимо тщательно изучать особенности аномальных детей, их эстетические представления, переживания и понятия. Выявление и развитие способностей аномальных детей в области художественного творчества оказывает положительное воздействие на развитие их личности и в известной степени компенсирует дефект.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: