Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Эмоции

переживание человеком своего отношения к действительности, к охватывающие весь организм и бурно протекающие переживания), настроения (переживания, вызванные первоначально одним объектом и распространяющиеся на все другие объекты — более или менее длительно). По содержанию Э. и чувства разделяются на интеллектуальные, моральные, эстетические, в зависимости от области, в которой они проявляются.

Э. и чувства играют большую роль в жизни и деятельности человека. Положительные Э. повышают тонус и эффективность деятельности человека.

Воспитание Э. и чувств состоит в расширении сферы переживания, углублении и усилении переживания своего отношения к предметам, людям и общественным явлениям, с одной стороны, а с другой — в подчинении Э., чувств, настроений сознательной регуляции, высоким социальным мотивам, а также в культуре их проявлений, в овладении своим поведением. Необходимо воспитывать умение сочувствовать, сопереживать, воспитывать правильное эмоциональное отношение к своим поступкам, умение бороться с отрицательными Э. (страхом, неуверенностью в себе, раздражительностью и др.) и воспитывать действенность чувств.

У аномальных детей, имеющих сенсорные, интеллектуальные или речевые нарушения, первично или вторично страдает и эмоциональная сфера. В коррекционно-воспитателвной работе, проводимой с аномальными детьми, необходимо с самого начала уделить спец. внимание воспитанию их Э., чувств.

У аномальных детей в результате умственной отсталости или ограниченности общения, возникающей на почве сенсорных дефектов, нередко страдает понимание смысла, причины и мотивов поступков других людей, а также последствий своих поступков, их влияния на окружающих. Нужно научить детей правильно оценивать свои поступки, принимать во внимание переживания других людей, считаться с ними. Это делается путем анализа конкретных случаев, примеров из жизни, литературных произведений и произведений искусства. Страх, неуверенность в себе, нередко сопутствующие аномальным детям, удается преодолеть путем организации деятельности детей, оказания им помощи в этой деятельности, укрепления веры в свои силы, систематической тактичной помощи в преодолении трудностей.

Эстетические, интеллектуальные и моральные чувства аномальных детей формируются в непосредственном общении, деятельности, вызывающей положительные переживания. Коллективные занятия, игры, экскурсии, прогулки, изобразительная деятельность детей, организация взаимопомощи в процессе жизни и деятельности — все это содействует воспитанию моральных, интеллектуальных и эстетических чувств.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: