Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Высшее дефектологическое образование

подготовка учителей-дефектологов — олигофре-нопедагогов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, логопедов.

В Советском Союзе впервые подготовка квалифицированных учителей аномальных детей начала осуществляться в высших учебных заведениях — педагогических ин-тах. В 1918 г. были открыты краткосрочные курсы учителей вспомогатель: ных школ в Петрограде и первый факультет детской дефективности при Ин-те дошкольного воспитания, который в 1920 г. реорганизовался в Ин-т социального воспитания нормального и дефективного ребенка. В дальнейшем этот ин-тбыл преобразован в дефектологический факультет Ленинградского государственного педагогического ин-та им. А, И. Герцена.

В 1919 г. в Москве открылись курсы по подготовке учителей-дефектологов при Медико-педагогической станции Наркомпроса РСФСР, в 1920 г.— Ин-т детской дефективности. В 1925 г. ин-т был реорганизован в дефектологическое отделение при педагогическом факультете 2-го Московского государственного ун-та, преобразованное в 1930 г. в самостоятельный факультет при Московском государственном педагогическом ин-те им. В. И. Ленина. На базе этого факультета в 1938 г. был создан Московский государственный педагогический дефектологический ин-т (МГПДИ), просуществовавший до 1942 г., когда он вновь был преобразован в дефектологический факультет Московского государственного педагогического ин-та им. В. И. Ленина.

В настоящее время подготовка учителей-дефектологов осуществляется в педагогических ин-тах Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Свердловска, Шяуляя, Ташкента.

До организации дефектологического факультета дефектологическое образование давало общую дефектологическую подготовку без специализации в какой-либо одной области дефектологии. В 1925 г. была введена специализация по сурдопедагогике и логопедии, олигофренопедагогике, тифлопедагогике.

С 1959/60 уч. года введены следующие профили подготовки специалистов: а) учитель-логопед вспомогательных школ; он может преподавать все предметы во всех классах вспомогательной школы и вести логопедическую работу; б) учитель начальных классов школы глухих и преподаватель одного из предметов (русский язык и литература или математика) в старших классах школ для детей с недостатком слуха; в) учитель-логопед массовых школ, дошкольных и медицинских учреждений; г) учитель начальных классов школ для слепых и преподаватель одного из предметов в старших классах школ для детей с недостатками зрения. Уч. планы дефектологических факультетов и отделений включают предметы следующих циклов: общественно-политического, общепедагогического, предметной специальности, медицинского, спец. педагогического, спец. методического. Кроме того, студенты получают подготовку по физкультуре, рисованию, ручному труду. Теоретическая подготовка студентов сочетается с практической работой в спец. учебно-воспитательных учреждениях.

Руководство уч. и научной работой дефектологических факультетов осуществляют деканаты и кафедры сурдопедагогики, олигофренопедагогики, психопатологии и логопедии.

Лица, работающие в спец. школах для аномальных детей, имеют возможность получить В. д. о. на заочных дефектологических факультетах (см. Заочное высшее дефектологическое образование).

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: