Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Всеобщее обязательное обучение аномальных детей

обязательное обучение в спец. школах аномальных детей, достигших определенного возраста.

Коренные изменения в обучении и воспитании аномальных детей в нашей стране наступили после Великой Октябрьской социалистической революции. В первые же.годы после победы Октября для всех детей, в том числе и аномальных, были созданы условия для получения образования, разработаны новые принципы обучения и воспитания.

Первоначально вопросами обучения и воспитания аномальных детей занимался школьно-санитарный отдел при Народном комиссариате просвещения.

В 1918 г. школьно-санитарный отдел Наркомпроса был передан в ведение Наркомздрава, на него была возложена задача обучения и воспитания, дефективных детей.

Важную роль в организационном оформлении учреждений для дефективных детей сыграло постановление

Совнаркома от 10.11.1919 г. «О согласовании функций народных комиссариатов просвещения и здравоохранения в деле воспитания и охраны здоровья дефективных детей». Это постановление было необходимо, т. к. в первые годы становления и организации обучения аномальных детей еще не было четкого разделения функций между различными ведомствами и организациями по руководству этим важным де-лом. Так,вопросами детской дефективности занимались одновременно комиссариаты народного просвещения, здравоохранения и социального обеспечения. Постановление от 10/ХП—1919 г. вносило ясность в эти вопросы. На основании его при Наркомпросе в отделе охраны детства была создана спец. секция по вопросам обучения и воспитания аномальных детей.

Уже в первые годы Советской власти был поставлен вопрос о подготовке кадров для обучения и воспитания аномальных детей. С этой целью в 1920 г. был издан декрет Совета Народных Комиссаров «О государственном институте физической культуры и государственном институте дефективного ребенка». На последний возлагалась задача подготовки кадров для спец. школ. В этот период начинают создаваться спец. детские дома для дефективных детей. Всю заботу и материальные расходы по обучению и воспитанию аномальных детей государство взяло на себя. В эти трудные для страны годы разрухи и гражданской войны формируются и разрабатываются новые принципы обучения и воспитания аномальных детей.

Важную роль в выработке таких принципов и в организации и развитии спец. учреждений для аномальных детей сыграли проведенные в 20-е годы съезды и конференции: Первый Всероссийский съезд по борьбе с детской дефективностью (1920 г.) и Всероссийская конференция по борьбе с детской дефективностью (1921 г.). К участию в съезде и конференции были привлечены представители общественности — педагоги, медицинские работники, представители местных органов народного образования. На съезде решались вопросы обучения дефективных детей дошкольного возраста, подготовки кадров, создания единого центра по руководству обучением и воспитанием аномальных детей.

В работе съезда приняли участие: нарком просвещения А. В. Луначарский, А. М. Горький, А. И. Елизарова и специалисты-дефектологи Г. И. Россолимо, В. П. Кащенко, Н. М. Лаговский, Ф. А. Рау. Этот съезд и конференция сыграли большую роль в подготовке к всеобщему и обязательному обучению аномальных детей.

Второй съезд по социально-правовой охране несовершеннолетних (СПОН) происходил в ноябре-декабре 1924 г.

На съезде работала спец. секция по воспитанию и обучению дефективных детей. С докладами выступали Л. С. Выготский, Н. М. Лаговский и др. специалисты-дефектологи и представители общественности; обсуждались и решались вопросы структуры и-типа спец. учебных заведений для аномальных детей, задачи и содержание обучения, вопросы дифференциации детей с нарушением слуха, речи и др. аномалиями развития.

В 1926 и 1929 гг. были проведены всероссийские конференции учителей школ глухонемых.

Важной вехой в истории развития всеобщего обязательного обучения аномальных детей явилась Всероссийская конференция, проведенная в 1930 г., где впервые был поставлен вопрос о всеобщем обучении аномальных детей. Было принято решение «добиться к концу пятилетки всеобщего обязательного обучения глухонемых и смежных с ними категорий ребят -позднооглохших, тугоухих, алаликов, афазиков в возрасте 8—10 лет». Страна готовилась к введению всеобщего обязательного обучения. В 1926 г. было издано постановление Совнаркома «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков». В этом постановлении были определены типы спец. школ, уточнены и зафиксированы очень важные юридические вопросы правового положения учителей спец. школ.

В 1927 г. было принято постановление Совета Народных Комиссаров «О порядке введения всеобщего обязательного обучения в РСФСР». В этом постановлении сказано было также об обязательном обучении дефективных детей. На основе этого постановления Совнаркома Народный комиссариат просвещения в 1931 г. издал приказ «О введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых и страдающих недостатками речи (логопатов) детей и подростков».

Это и было фактически началом все-; общего обязательного обучения ано- мальных детей.

После этого начинает расширяться сеть спец. школ для дефективных детей за счет введения всеобуча и охвата обучением всех детей, которые оставались вне школы.

В последующие годы партия и правительство постоянно уделяли внимание обучению и воспитанию аномальных детей. Был издан ряд важных законов по улучшению культурно-бытового, медицинского обслуживания и трудоустройства аномальных детей.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: