Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Внимание

направленность психической деятельности на одни предметы или явления действительности при одновременном отвлечении от других. Физиологическая основа В.— наличие доминирующих очагов возбуждения при более или менее значительном торможении остальных участков коры (закон отрицательной индукции нервных процессов). Высказываются предположения, что ретикулярная формация мозга выполняет роль фильтра, вследствие чего импульсы идут в ограниченные участки коры мозга, и это составляет механизм концентрации В.

В.— обязательное условие всякой деятельности. Объектом В. могут быть как воздействия окружающей действительности, так и собственные мысли, чувства и действия. В. бывает произвольным и непроизвольным. Простейшей и начальной формой В., возникающего без спец. намерения человека, является ориентировочный рефлекс (реакция на изменения в окружающей среде). При произвольном В. человек ставит перед собой цель — обращать В. на определенные объекты путем волевых усилий.

Развитие В. в детском возрасте состоит в постепенном овладении произвольным В., а также в увеличении объема В. и его устойчивости, в улучшении его распределения и в более быстром его переключении. Одна из основных задач педагога—борьба с отвлечением В. и формирование произвольного В. у уч-ся.

У аномальных детей произвольное В. формируется с большим трудом, чем у нормальных. В дошкольном и младшем школьном возрасте аномальные дети легче отвлекаются от предмета основной своей деятельности и часто затрудняются в сколько-нибудь длительной концентрации внимания на одном предмете. Вместе с тем в компенсаторном развитии аномальных детей В. принадлежит важная роль.

Быстрое переключение В. с одних зрительно воспринимаемых предметов на другие необходимо для глухих детей и взрослых при ориентировке в новой обстановке, при осуществлении любой деятельности (уч., трудовой и др.), а также при восприятии устной речи по губам и дактилологии по руке говорящего.

Восприятие предметов слепыми детьми путем осязания, чтения по Брайлю требует особой устойчивости внимания. Кроме того, у этих детей формируется высокая сосредоточенность В. на слуховых воздействиях.

У детей с сенсорной недостаточностью труднее, чем у детей со всеми сохранными анализаторами, вырабатывается умение распределять В. между разными воздействиями, учет которых важен для успешного выполнения какой-либо деятельности.

Способность к распределению В. повышается при развитии у детей умений более полноценно использовать сохранные анализаторы для ориентировки в окружающем мире, в выполняемой работе. Так, глухие дети начинают опираться не только на зрение, но и на тактильно-вибрационные и кинестетические восприятия.

У умственно отсталых детей, особенно у возбудимых олигофренов и у детей с преимущественным поражением лобных отделов коры мозга, очень затруднено развитие произвольного В., что вызывается особенностями их высшей нервной деятельности.

Устойчивость В. умственно.отсталых детей повышается с возрастом в процессе их обучения, однако она уступает, устойчивости В. нормально развивающихся детей (см. также Рассеянность).

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: