педагогически организованное чтение уч-ся художественной, научно-популярной и др. литературы. В. ч. дополняет и расширяет школьную программу.
В. ч.— одно из важных средств формирования личности аномального ребенка. Основные задачи В. ч.: интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие уч-ся, приучение их к самостоятельному чтению, воспитание литературных интересов и вкусов, любви к чтению.
Уч-ся спец. школ читают ту же литературу (книги, газеты, детские и юношеские журналы), что и уч-ся массовых школ. В младших классах школ для глухих, слабослышащих (II отд.) и вспомогательных школ уч-ся читают литературу для детей дошкольного возраставливает содержание произведения, беседует с детьми, организует инсценирование и иллюстрирование текста детьми, показ диафильмов, творческое рисование и лепку на темы прочитанного. Для индивидуального чтения рекомендуется более легкая литература. В школах для глухих и слабослышащих II отд. школьники читают специально обработанную литературу (адаптиро-
Самостоятельное чтение в школе слепых с помощью рельефного шрифта.
Уч-ся спец. школ занимаются В. ч. в специально отведенные для этого часы (в интернате) и в свободное время (в интернате и дома). Уч-ся начальной школы занимаются В. ч. по воспитательным группам, уч-ся средних и старших классов — в кружках.
В воспитательных группах дети читают коллективно и индивидуально. Кроме того, они слушают чтение педагога, записи на грампластинках (за исключением школ глухих, слепоглу-хих и слабослышащих II отд.). При коллективном чтении педагог разъясванные тексты, с приложением словаря к авторскому тексту и т. п.). При индивидуальном чтении учитель помогает каждому ученику разобраться в содержании прочитанного.
В кружках уч-ся читают индивидуально, обращаясь к учителю при затруднениях в осмыслении читаемого, и коллективно обсуждают прочитанное.
Учитель руководит и самостоятельным чтением уч-ся в свободное время: проводит консультации, разъясняет прочитанное, составляет рекомендательные списки литературы, аннотации на книги; организует экскурсии, просмотр кинокартин и диафильмов, руководит подготовкой литературных утренников и вечеров, составлением отзывов о прочитанном, ведением уч-ся дневников, подготовкой книжных выставок и пр.
Весь педагогический коллектив, а также пионерская и комсомольская организации уделяют В. ч. большое внимание. На педагогических советах обсуждаются отчеты учителей, воспитателей и школьного библиотекаря о чтении уч-ся; директор и завуч школы систематически знакомятся со списками литературы для внеклассного чтения, заботятся о постоянном пополнении школьной библиотеки. Пионерская и комсомольская организации ведут работу по В. ч. уч-ся совместно с педагогическим коллективом школы: проводят тематические пионерские сборы, комсомольские собрания, утренники или вечера, посвященные творчеству отдельных писателей, литературному произведению или какой-либо учебно-воспитательной теме, организуют выставки, обсуждение книг и пр.
К руководству В. ч. привлекается и семья уч-ся: на родительских собраниях учитель знакомит родителей с рекомендательными списками литературы для В. ч., разъясняет методику работы с книгой.
В. ч. уч-ся учитывается, но не оценивается отметками. Формы учета: беседы о прочитанном, составление отзывов, литературные игры, книжные выставки, конкурсы на лучший рассказ или лучшие иллюстрации к тексту.
В. ч. тесно связано с объяснительным чтением .