Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Вербализм в обучении

недостаток обучения, выражающийся в книжном, оторванном от жизни догматическом преподавании и усвоении уч. материала. Абстрактность в преподавании, изложение уч. материала вне связи с жизнью, практикой приводят к недостаточному использованию дидактических принципов наглядности, сознательности и активности, в результате чего знания уч-ся оказываются неполноценными, формальными. Усвоение уч. материала в словесной форме не позволяет уч-ся достаточно глубоко понять его, осознать и применять свои знания в практической деятельности, при анализе конкретного фактического материала.

Отклонения в развитии аномальных детей нередко приводят к чисто формальному усвоению ими знаний. Во вспомогательной школе это происходит от интеллектуальной неполноценности уч-ся, из-за трудности понимания ими речевого материала. В школах для детей с недостатками слуха речевое недоразвитие уч-ся осложняет усвоение уч. материала, выраженного в словесной форме, а это нередко влечет за собой механическое заучивание такого материала, без должного осознания. В школах для детей с недостатками зрения В. в. о. может быть обусловлен полной невозможностью или ограниченной возможностью зрительного восприятия внешнего мира. Все это приводит к тому, что словесные знания у аномальных детей оторваны от конкретных представлений и понятий и не соответствуют им.

Поэтому в спец. школах особенно важно предупреждение и преодоление В. Это достигается применением всех средств наглядности и широким использованием сохранных анализаторов уч-ся (см. также Наглядность в обучении, Сознательность в обучении, Связь теории с практикой в обучении).

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: