Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Узнавание

сложная, в ряде случаев весьма развернутая, многоступенчатая познавательная деятельность, возникающая при восприятии предметов и явлений окружающей действительности. В процессе У. происходит отнесение предметов или явлений к той или иной категории. Напр., береза может быть узнана как «дерево» (такое обобщенное У. называется неспецифическим) или как «береза» (специфическое У., опирающееся на более полный анализ признаков объекта).

У аномальных детей процесс У. имеет свои особенности. Дети, у которых один из анализаторов частично или полностью поврежден, при У. объектов испытывают часто серьезные затруднения и приходят к неправильным результатам.

Это связано с обедненностью их чувственного опыта, с несовершенством представлений, с особенностями развития мышления и речи.

Слепые уч-ся, особенно на первых годах обучения, знакомясь с предметом путем осязания, далеко не всегда могут с достаточной точностью воссоздать его образ. Они акцентируют свое внимание на одном-двух часто не основных признаках и вследствие этого узнают предмет лишь приближенно, а в ряде случаев и ошибочно.

Глухие ученики младших классов узнают зрительно воспринимаемые объекты и их изображения менее специфически, чем их слышащие сверстники. Это в значительной мере обусловлено своеобразием развития речи и словесно-логического мышления глухих школьников.

Спец. исследования У. у уч-ся вспомогательных школ показали, что для правильного У. хорошо знакомых объектов умственно отсталым детям требуется несколько больше времени, чем их нормальным сверстникам. Встречая незнакомые объекты, умственно отсталые ученики в ряде случаев ошибочно относят их к различным категориям хорошо знакомых им объектов. Это связано с недостатками развития ощущения, восприятия, конкретного и словесно-логического мышления и других познавательных процессов.

Работа школы, направленная на компенсацию основного дефекта ребенка, оказывает решающее воздействие на совершенствование процесса У. у аномальных детей.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: