Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Утомление

состояние организма, возникающее в результате физического и умственного напряжения или отрицательных эмоций, характеризующееся снижением работоспособности. При работе, связанной с умственным напряжением, У. обнаруживается в снижении продуктивности умственного труда, в замедлении и снижении качества мыслительной деятельности, в падении внимания и трудности его сосредоточения, в повышении порогов чувствительности и ряде других проявлений. Для У., вызванного физическим напряжением, характерно снижение мышечной силы, замедление движений, уменьшение их размаха, нарушение точности, согласованности, ритмичности, координированности и др. Многие виды деятельности могут вызывать одновременно физическое и умственное У.

Сильное У., следы которого не исчезают после обычного отдыха, может вести к переутомлению, приводящему к длительным и серьезным нарушениям деятельности организма.

У аномальных детей У. наступает раньше, чем у детей с нормальным развитием. Причины более быстрого У. аномальных детей различны. У умственно отсталых детей У. наступает быстрее из-за повышенной истощаемости высшей нервной деятельности. У детей с дефектами слуха и зрения У. вызывается перенапряжением частично нарушенных анализаторов (у слабослышащихи слабовидящих), а также повышенным напряжением сохранных ведущих анализаторов (зрения — у глухих, слуха и осязания — у слепых). Кроме того, тяжелые заболевания, перенесенные многими аномальными детьми в раннем детстве и явившиеся причиной их аномалий, вызывают общее ослабление организма, что, в свою очередь, может быть причиной быстро наступающего У.

У детей с нарушенным слухом или зрением У. ведет к значительному замедлению учебной и трудовой деятельности. У глухих и слабослышащих детей нарастают трудности в восприятии и понимании обращенной к ним речи, в решении мыслительных задач. Слепые и слабовидящие дети в состоянии утомления хуже ориентируются в окружающей обстановке, с большим трудом узнают различные предметы, испытывают большие затруднения при чтении и письме.

У умственно отсталых детей У. резко снижает общую работоспособность, иногда до полного ее срыва. У них может наблюдаться заметное падение работоспособности в течение урока, что наиболее отчетливо проявляется в нарушении мыслительной деятельности и произвольного внимания. В зависимости от обусловленных аномальным развитием индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности у одних детей У. увеличивает вялость, у других, наоборот, ведет к крайнему перевозбуждению.

Быстро наступающее У. является причиной обнаруживающегося время от времени резкого падения качества учебной деятельности у детей с задержками психического развития, ослабленным организмом.

При составлении учебных планов и программ для спец. школ, а также в повседневной уч. и воспитательной работе принимается во внимание то обстоятельство, что состояние утомления у аномальных детей наступает быстрее, чем у нормальных.

В спец. школах обязательны строгое соблюдение дневного режима и правильный распорядок уч. дня. Особое значение имеет организация здорового отдыха детей и занятия физкультурой по специальным программам, разработанным с учетом различных особенностей физического развития аномальных детей.

Нельзя допускать не только переутомления аномальных детей, но и сильного У., снижающего эффективность их обучения и тем самым препятствующего их компенсаторному развитию.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: