Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Умственное воспитание аномальных детей

формирование основ материалистического мировоззрения, знаний, познавательных способностей, развитие и коррекция чувственного познания и мышления уч-ся спецшкол.

У. в.— одна из важных сторон подготовки аномальных детей к жизни и труду. У. в. а. д. тесно связано с их физическим, нравственным и эстетическим воспитанием.

Содержание У. в. в спец. школах составляет изучение основ наук о природе и обществе, основ современного производства в объеме, доступном для усвоения аномальными детьми. Благодаря учету специфических особенностей детей и коррекционной направленности обучение в спец. школах обеспечивает развитие познавательных возможностей и всех психических процессов аномальных детей. Для каждой группы аномальных детей характерны свои особенности развития. Поражение слухового анализатора и обусловленное этим дефектом недоразвитие словесной речи нарушает систему взаимодействия анализаторов, в связи с чем возникают своеобразные изменения в чувственном познании действительности глухими детьми. Эти изменения тем значительнее, чем позднее начинается спец. воспитание и обучение глухих детей.

Если спец. воспитание глухого ребенка и его обучение словесной речи начинаются только с момента поступления в школу, то в младшем школьном возрасте зрительное восприятие у него несколько замедленно, обозрение окружающего и отдельных предметов менее полно и дифференцированно, а осязательное восприятие менее точно, чем у его слышащих сверстников; вибрационная чувствительность мало развита, речевые кинестетические ощущения отсутствуют. Недостаточность восприятия вызывает недоразвитие образной памяти и наглядного мышления.

Спец. воспитание и обучение глухих детей словесной речи расширяют сферу использования сохранных анализаторов и содействуют формированию наиболее эффективного их взаимодействия. Функции зрительного восприятия расширяются главным образом за счет того, что, обучаясь словесной речи, глухие дети научаются зрительно воспринимать и дифференцировать движения речевых органов собеседника и понимать обращенную к ним словесную речь ; зрительно воспринимая пальцевые речевые движения (дактилологию), они выучиваются чтению слов, сообщаемых им в дактильной форме. В этой деятельности формируется взаимодействие зрительного и речедвигательного анализаторов. Спец. упражнения содействуют развитию у глухих детей малозначимой для слышащих вибрационной чувствительности, чем в известной мере компенсируется отсутствие слуха. Применение звукоусиливающей аппаратуры помогает использовать остатки слуха в качестве подсобного средства для зрительного восприятия устной речи (чтение с губ); наличие остатков слуха имеет существенное значение для формирования у глухих детей внятного произношения. Обучение словесной речи играет важнейшую роль в формировании и развитии у глухих детей своеобразной и эффективной системы взаимодействия анализаторов, в расширении возможностей их общения со слышащими и развитии мышления.

Мимико-жестикуляторные средства, возникающие как средства общения глухих детей при отсутствии речи, пригодны в среде глухих и семейном окружении. Однако они не обеспечивают широкого общения со слышащими и реализации огромных возможностей умственного развития глухих детей, которая вполне достижима лишь при овладении словесной речью.

Особенности овладения речью проявляются в характере развития словесного мышления у глухих детей, трудностях его становления и взаимодействия с наглядным мышлением. Своеобразие овладения языком и формирования словесного мышления у глухих детей сглаживается по мере обучения. При правильном спец. обучении глухие дети достигают высокого уровня умственного развития.

Развитие речи и словесного мышления у слабослышащего ребенка при сопоставлении с глухим показывает, что задержка в овладении речью, нарушения в ее восприятии зависят главным образом от степени снижения слуха и времени наступления тугоухости. Эти факторы, а также условия воспитания и способ общения ребенка с окружающими людьми сказываются как на формировании его речи, так и на умственном развитии. Если ребенок из-за дефекта слуха затрудняется в восприятии речи окружающих, это отрицательно влияет на процесс самостоятельного овладения языком, становится невозможным полноценный способ общения, нарушается понимание речи окружающих.

Трудности в словесном общении, которые испытывает слабослышащий ребенок из-за своего дефекта, создают часто картину, напоминающую умственную отсталость или случаи тяжелого речевого недоразвития.

Слабослышащие дети, обучающиеся в спец. школе, где учитываются особенности их аномального развития, имеют потенциальные возможности к полноценному умственному развитию и получению общего и профессионального образования наравне с нормально слышащими детьми.

У слепых детей отсутствие зрения вызывает затруднения в ориентировке в пространстве, резко ограничивает возможности восприятия, вследствие чего у них формируется меньший объем представлений о предметах окружающего мира, чем у зрячих, а имеющиеся представления характеризуются недостаточной четкостью. В то же время необходимость общения с окружающими способствует интенсивному развитию речи слепого ребенка. Без спец. педагогического воздействия слепые дети развиваются односторонне, их мышление и речь не опираются на конкретные образы предметов. Преодоление такой односторонности достигается путем дополнительного развития процессов осязательного и слухового восприятия. Однако осязание ограничено необходимостью контактного обследования, а слух не может дать целостного образа звучащего предмета. Эти особенности восприятия слепых обусловливают необходимость применения в школах слепых разнообразных наглядных пособий, которые позволяют слепым получать четкие чувственные образы. В качестве наглядных по-юбий применяются натуральные предметы, доступные восприятию слепых,— модели, скульптуры, макеты, рельефные географические карты, рельефные глобусы, рельефные чертежи и рельефные рисунки. При проведении лабораторных работ применяются приборы с использованием фотоэффекта, дающие возможность получать звуковые сигналы о некоторых явлениях, воспринимаемых уч-ся массовой школы с помощью зрения. Работа с учебно-наглядными пособиями обогащает чувственный опыт слепых детей, обеспечивает правильное развитие их мышления: формирующиеся понятия сочетаются с соответствующими представлениями.

Развитие восприятия у детей осуществляется в советской школе для слепых не путем изолированной тренировки органов чувств, как это рекомендуют некоторые буржуазные теории (напр., теория сенсомоторной культуры), а путем целенаправленного, осмысленного познания предметов окружающего мира.

У слепых детей высокого развития достигает память, особенно слуховая, вследствие необходимости сохранения в памяти большего, чем у зрячих детей, объема сведений. Их память развивается по мере увеличения объема и сложности уч. материала и овладения ориентировкой во все более сложных условиях. Высокое развитие процессов памяти — необходимое условие хорошей компенсации отсутствия зрения.

Логическое мышление у слепых детей быстро развивается и достигает высокого уровня, что также является мощным фактором компенсации их дефекта.

Слепые дети, обучаясь в спец. школе, овладевают знаниями в полном объеме массовой школы.

Слабовидящие дети испытывают трудности в зрительном восприятии предметов и явлений. Для их восприятия характернызамедленность, фрагментарность, узость обзора. В процессе обучения эти недостатки преодолеваются благодаря практике рассматривания предметов и их изображений. Улучшению зрительного восприятия способствует также применение технических средств — диапроекции, луп и т. п.

Вследствие быстрой утомляемости в процессе обучения у слабовидящих несколько ослабляются память и мышление. В спец. школе применяется охранительный режим, не допускающий переутомления детей.

Слабовидящие дети получают знания в полном объеме массовой школы.

Слепоглухонемой ребенок вследствие своих дефектов не может умственно развиваться без спец. педагогического воздействия. Первой ступенью его умственного развития является накопление образов окружающих предметов и формирование навыков самообслуживания. В процессе этой деятельности формируется первое средство общения — жесты, при помощи которых ребенок обозначает предметы и явления. На основе жестикуляторной речи формируется словесная речь в дактильной форме. После овладения пальцевым алфавитом слепоглухонемой овладевает письменной формой речи (рельефным шрифтом). Опираясь на дактильную и письменную речь, слепоглухонемого обучают практическому владению словарем, грамматическим строем речи, после чего он получает возможность систематического овладения школьными предметами и всеми знаниями, которые можно выразить словами. Далее у слепоглухонемого ребенка формируется устная речь.

При такой системе обучения слепоглухонемые дети могут достигать значительного уровня умственного развития.

Многообразные недостатки психики проявляются у умственно отсталых детей уже в дошкольном возрасте во всех видах их познавательной деятельности, а также в ограниченности эмоционально-волевых проявлений. У этих детей наблюдаются своеобразие чувственного познания действительности, недостатки моторики, значительное недоразвитие речи, словесно-логического мышления и воображения. Благодаря коррекционно-воспитательной работе в советской вспомогательной школе эти недостатки постепенно сглаживаются, некоторые из них частично преодолеваются.

В младшем школьном возрасте отмечена замедленность процессов зрительного восприятия умственно отсталых детей, резко отличающая их от нормальных сверстников. Для них характерны узость и недифференцированность восприятия окружающего, слабость процессов анализа и синтеза при восприятии и узнавании предметов, их свойств и отношений, трудность активной перестройки восприятия при изменяющихся условиях обозрения, упрощенное восприятие и осмысление сюжетных картин. Недостатки восприятия предметов и их отношений и неполноценность моторики проявляются в трудностях осуществления элементарной практической деятельности.

Зрительные, а также осязательные представления предметов у этой категории детей страдают неполнотой, малой расчлененностью и неточностью.

Эти особенности обусловлены своеобразием восприятия и интенсивностью процессов забывания. Образы сходных предметов, а также приобретенные в словесной форме знания о сходных предметах и явлениях быстро и значительно уподобляются друг другу; вследствие этого в сознании умственно отсталых детей появляется упрощенное отражение объектов действительности и их отношений.

Особенности памяти умственно отсталых детей младшего школьного возраста проявляются в слабости непроизвольного запоминания; в недостаточности осмысленного, преднамеренного запоминания, в трудностях целенаправленного припоминания и воспроизведения. В наибольшей мере недостатки познавательной деятельности обнаруживаются в словесно-логическом мышлении: анализ ограничен, синтез лишен систематичности и неполон, сложные формы сравнения затруднены, обобщение производится не по существенным признакам и часто ошибочно. При решении задач обнаруживается неумение соотнести вопрос задачи с ее требованиями и условиями, упрощение решения. Большие затруднения выявлены в актуализации знаний, привлекаемых для решения задачи, и в их обобщении в соответствии с ее требованиями.

В процессе спец. обучения умственно отсталых детей совершенствуется их познавательная деятельность: к подростковому возрасту дифференцируется восприятие, развиваются наблюдательность и произвольное внимание.

Особенно большие успехи наблюдаются в осмысленном, преднамеренном запоминании и воспроизведении материала. К старшему школьному возрасту отмечено дальнейшее обогащение словаря, развитие связной речи и мыслительных операций. Наибольшие успехи проявляются в развитии наглядного мышления и навыках выполнения практической и трудовой деятельности. Умственно отсталые дети, закончившие советскую вспомогательную школу, подготовлены к вступлению в трудовую жизнь в коллективе, к выполнению посильной для них трудовой деятельности в промышленности и сельском хозяйстве.

У. в. детей с нарушениями речи имеет свою специфику лишь тогда, когда наблюдается резкое недоразвитие речи. В этих случаях, так же как и при рано наступившей или врожденной глухоте, решающая задача У. в.— формирование речи и на ее основе — словесно-логического мышления.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: