Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Учебный план специальной школы

перечень уч. предметов, изучаемых в спец. школах различного профиля, порядок и последовательность их изучения, количество часов, отведенных на изучение каждого уч. предмета. У. п. утверждается министерствами просвещения (народного образования) союзных республик.

У. п. каждой спец. школы имеет свои особенности, обусловленные характером аномалий у различных категорий аномальных детей. Специфика У. п. спец. школ выражается в количестве часов, отводимых на изучение отдельных уч. предметов, в организационных формах (напр., индивидуальные логопедические занятия во вспомогательной школе, занятия по развитию разговорной речи в связи с организованной деятельностью вне класса — в школе глухих), ряд предметов, изучаемых в массовых школах, исключается из У. п. спец. школ, восьмилетней и средней массовой школы; однако количество часов, отведенное на изучение предметов, увеличено. В У. п. девятилетней школы для слепых предусмотрены групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков физического развития, пространственной ориентировки и недостатков речи.

У. п. девятилетней школы для слабовидящих включает все предметы, изучаемые в восьмилетней массовой школе, количество часов на каждый предмет увеличено. Предусмотрены организация и проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению недостатков физического развития слабовидящих детей и подростков, недостатков речи, развитию приемов зрительного восприятия, индивидуальное обучение письму и чтению по Брайлю в случаях резкого ухудшения зрения уч-ся. В соответствии с У. п. в средней школе для слабовидящих изучаются те же предметы и в основном в те же сроки, что и в массовой средней школе. Увеличение количества часов предусмотрено лишь на литературу, т. к. у слабовидящих детей наблюдаются трудности в чтении.

В У. п. восьмилетней вспомогательной школы основное внимание, как и в начальной массовой школе, уделяется русскому языку и арифметике. Учитывается также большое значение труда для коррекции личности умственно отсталого ребен-к а, поэтому в У. п. вспомогательной школы отводится значительное количество часов на занятия трудом. Предметные уроки в младших классах входят в часы занятий русским языком, а с V кл. уч-ся изучают естествознание и географию как самостоятельные предметы. Для всестороннего развития умственно отсталых детей в У. п. включены такие предметы, как пение и рисование, физическая культура. Во всех классах (кроме VIII) предусмотрены индивидуальные логопедические занятия. На общественно полезную работу в VII—VIII кл. отводится специальное время в конце уч. года.

В У. п. восьмилетней школы для глухих детей (приготовительный и 8 основных классов), дающей образование в пределах IV—V кл. массовой школы, входят: русский язык, арифметика, эпизодические рассказы из истории СССР, география, естествознание, черчение, рисование, ритмика, физкультура, трудовое обучение. Наибольшее количество часов отведено изучению русского языка, при этом в младших классах (приготовительный — IV кл.), кроме уроков, выделяется специальное время на разговорную речь в связи с организованной деятельностью детей вне класса.

Во всех классах выделено время на индивидуальную работу по обучению произношению и по развитию слухового восприятия. В младших классах физическое воспитание осуществляется на уроках ритмики, в старших классах — на уроках физкультуры. В VII—VIII кл. изучается черчение.

Трудовое обучение (ручной и общетехнический труд) проводится во всех классах; кроме того, в V—VIII кл. отведены часы на произвол, практику.

У. п. школы-интерната с производственным обучением для глухих детей предусматривает общее образование в объеме 8 классов массовой школы и производственную подготовку, обеспечивающую школьникам квалификацию по избранному виду труда. Из У. п. школы для глухих детей исключены пение и иностранные языки.

Школа для слабослышащих и позднооглохших детей имеет два отделения. У. п. I отд. рассчитан на 10 лет обучения, У. п. II отд.— на 12 лет. За это время уч-ся получают образование в объеме восьмилетней массовой школы. На изучение отдельных предметов для I и II отд. отводится разное время: наибольшее количество часов — на русский язык, т. к. па этих уроках в основном осуществляется работа по формированию и развитию словесной речи. Значительное время уделяется профессионально-трудовому обучению. В У. п. входят занятия по развитию слухового восприятия. При этом предусмотрены различные организационные формы: уроки (в I кл. I отд., в I и II кл. II отд.) и индивидуальная работа по обучению произношению и по развитию слухового восприятия (во всех классах).

Для детей с последствиями полиомиелита существует два типа школ: а) девятилетняя неполная средняя школа (I—IX кл.), где уч-ся получают образование в объеме программ, установленных для массовой, восьмилетней школы; б) двенадцатилетняя средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа-интернат с производственным обучением, которая создается на базе девятилетней школы. Эта школа дает полное среднее образование и профессиональную подготовку.

Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи имеет два отделения: I отд. с девятилетним сроком обучения, куда принимаются дети, страдающие заиканием в тяжелой форме; II отд.— с двенадцатилетним сроком обучения (с I по XII кл.). В I отд. уч-ся получают речевое развитие и знания в пределах основных требований восьмилетней общеобразовательной школы. Во всех классах того и другого отделения предусмотрены индивидуальные логопедические занятия.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: