Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Учебные программы специальных школ

документ, определяющий основное содержание обучения по отдельным учебным предметам, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению уч-ся. У. п. обеспечивают систематичность знаний уч-ся, умений и навыков, необходимых для активного участия в практической трудовой жизни. Существующая в У. п. взаимосвязь между предметами в процессе обучения облегчает уч-ся усвоение основ наук и способствует формированию целостного мировоззрения уч-ся.

У. п. формулируют цели и задачи обучения по отдельным предметам в соответствии с их местом и значением в общей системе учебно-воспитательной работы того или иного типа спец. школ, устанавливают содержание разделов, тем, отдельных вопросов, подлежащих изучению на каждом году обучения. В СССР действуют единые У. п. для каждого типа спец. школ.

У. п. для спец. школ разрабатываются с учетом особенностей детей, обучающихся в этих школах, и строятся на следующих принципах: соответствие содержания обучения основной цели школы — коммунистическому воспитанию подрастающего поколения, подготовка уч-ся к жизни, единство теории и практики, взаимосвязь между уч. предметами, соответствие уч. материала уровню развития данного контингента учащихся.

В школах для детей с недостатками зрения (слепых и слабовидящих) действуют У. п. массовой школы с иным распределением часов. Специальный раздел работы по языку в школе для слепых составляет обучение чтению и письму по Брайлю.

В школах для умственно отсталых детей действуют специальные У. п. по всем учебным предметам, составленные с таким расчетом, чтобы дать детям-дебилам доступный им объем общеобразовательных знаний, обеспечивающий им сознательное участие в трудовой деятельности и овладение профессиональными знаниями и умениями.

В восьмилетней школе для глухих детей действуют специальные У. п. по основным учебным предметам. Наибольшим своеобразием отличается программа по языку. Обучение языку начинается с установления живого непосредственного общения, осуществляемого в форме диалогической речи, при этом используются различные формы речи (дактильная, устная и письменная), наиболее отвечающие задачам формирования языка глухих детей. Специфической является программа по обучению глухих детей произношению. Для обучения уч-ся IX—XII кл. действуют У. п. массовой школы (V—VIII кл.) с иным распределением часов по всем учебным предметам.

В школах для слабослышащих и позднооглохших детей действуют спец. программы. Обучение уч-ся младших классов I отд. осуществляется по спец. программам. Наиболее специфична для данных У. п. программа по развитию речи, формированию грамматического строя, обучению произношению и чтению с губ. С VI—X кл. используются У. п. восьмилетней массовой школы (V—VIII кл.) с иным распределением учебного материала.

Обучение уч-ся II отд. I—VII кл. осуществляется по спец. У. п. Обучение уч-оя II отд. VIII—XII кл. осуществляется по

В школах для детей с нарушениями речи обучение осуществляется по спец. проектам У. п. с широким использованием спец. методов индивидуальной и фронтальной коррекционной работы.

В школах для детей с расстройствами движений действуют У. п. массовой школы с иным распределением часов.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: