Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Учебные пособия в специальных школах

печатные, графические (плоские) и объемные материалы, предназначенные для обучения: учебники, словари, справочники и определители, таблицы, карты и картины; макеты, модели и муляжи, коллекции, различные приборы и инструменты. В качестве учебных пособий выступают и различные предметы окружающей обстановки. У. п. делают обучение наглядным, конкретизируют его, помогают самостоятельной работе уч-ся.

У. п. должны отвечать общим педагогическим требованиям: их содержание и оформление должно соответствовать определенной педагогической задаче, быть простым, экономичным и удобным для пользования.

У. п., предназначенные для спец. школ, отвечают, кроме того, специальным задачам обучения аномальных детей.

У. п. для глухих приспособлены главным образом к зрительному восприятию. При разработке этих пособий учитываются особенности речевого общения и типичные затруднения глухих уч-ся при овладении лексическим, грамматическим и фонетическим строем речи. При обучении глухих произношению используются приборы, преобразующие звуки речи в зрительные или вибрационные сигналы.

В школе для слабослышащих в основном применяются У. п. для массовой школы. Наряду с этим используются и специально разработанные для слабослышащих пособия для I—IV кл. по обучению языку.

Для осязательного восприятия применяются рельефные глобусы и карты, чертежи и рисунки (напр., альбом рельефных рисунков по естествознанию О. И. Георгиевской). Надписи и пояснения к ним выполняются шрифтом Брайля.

В школах для слепых в качестве У. п. широко применяются объемные предметы: натуральные, модели и муляжи. Кроме того, используются специальные приборы и инструменты. Ряд У. п. для слепых имеет специальные устройства, преобразующие оптические сигналы в звуковые.

В школах для слабовидящих детей основной принцип при подборе У. п.— возможность их воспринимать уч-ся с нарушениями зрения: сужением поля зрения, аномалией рефракции и др.

Наряду с ними применяются такие пособия, которые позволяют знакомиться с предметом не только зрительно, но и осязательно.

При обучении умственно отсталых детей широко используются в качестве У. п. натуральные предметы. Готовые пособия, предназначенные для младших классов массовой школы, пригодны также и для вспомогательной школы (таблицы, картины и карты). Есть и специальные пособия для вспомогательной школы.

В связи с приближением преподавания к жизни изменяется и характер работы с У. п. Она перестает быть созерцательной. Признаки и свойства предметов изучаются по возможности в процессе действия с этими предметами.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: