Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Тугоухость

стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи.

Т. у детей возникает чаще всего как последствие острого и хронического воспаления среднего уха (еж. Отит). Поражение слуха обусловлено в этих случаях патологическими изменениями в среднем ухе (прободениями барабанной перепонки, рубцами, сращениями), приводящими к нарушению подвижности барабанной перепонки и цепи слуховых косточек. Стойкое понижение слуха может наступить также при заболеваниях носа и носоглотки, в частности при аденоидных разращениях. В этих случаях непосредственной причиной понижения слуха является нарушение проходимости евстахиевой трубы и связанное с этим нарушение нормальной вентиляции среднего уха. Наиболее резкое понижение слуха развивается обычно в результате вовлечения в патологический процесс внутреннего уха и слухового нерва. Чаще всего это наблюдается при инфекционных болезнях (скарлатине, кори, гриппе). Иногда Т. бывает врожденной, т. е. возникает в результате нарушения развития органа слуха в эмбриональном периоде. Причины этих нарушений те же, что и при глухоте (еж.).

Т. может быть выражена в различной степени — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. В практических целях выделяют три степени Т.— легкую, среднюю и тяжелую. Точного определения и четких границ между ними не существует. Обычно к легкой степени Т. относят такое понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии шепотной речи, однако шепот различается на расстоянии более 1 м, а разговорная речь воспринимается на расстоянии более 4 м. При средней Т. шепотная речь различается на расстоянии меньше 1 ж, а разговорная—-на расстоянии 2—4 ж. При тяжелой Т. шепотная речь не различается даже около уха, разговорная же речь воспринимается на расстоянии меньше 2 м. Большинство уч-ся спец. школ для слабослышащих детей страдают тяжелой Т. С внедрением в широкую практику аппаратурной методики исследования слуха оказалось необходимым определение степени Т. на основе аудиометрических данных.

Врожденная Т., а также Т., возникшая в доречевом периоде или в начальном периоде формирования речи, может привести к нарушению нормального речевого развития ребенка. Степень и характер речевой недостаточности при Т. зависят от взаимодействия трех основных факторов: 1) степени нарушения слуха, 2) времени возникновения поражения слуха, 3) условий развития ребенка после поражения слуха.

Хотя при Т. в слуховом органе имеются, как правило, стойкие изменения, все же многие дети, страдающие Т., нуждаются в специальном лечении. Прежде всего это относится к тем, у которых нарушение слуха связано с заболеваниями среднего уха, а также с патологическими процессами в носу и носоглотке. Эти процессы обычно поддаются лечению, и нередко вместе с излечением достигается и улучшение слуха. В некоторых случаях при Т., связанной с нарушением звукопроводящего аппарата, улучшение слуха может быть достигнуто посредством слухоулучшающих операций (еж.). При Т., возникшей в результате поражения внутреннего уха или слухового нерва, лечение может иногда дать некоторый эффект, если оно начато в раннем периоде болезни. При значительно выраженной Т. существенную пользу приносят звукоусиливающие приборы.

Учителя и воспитатели должны как можно раньше выявлять Т. у детей, своевременно направлять их на лечение и предупреждать речевые нарушения, возникающие у тугоухих детей.

Дети, страдающие Т. и имеющие отклонения в речевом развитии, связанные с недостаточностью слуха, воспитываются в спец. детских садах и обучаются в спец. школах для слабослышащих детей.

Rambler's Top100
http://uprav.ru/ лингва девелопмент курсы.
Контактный е-mаil: