уч. занятия, имеющие целью вооружить уч-ся системой знаний, умений и навыков в области общетехнического, профессионально-трудового обучения и хозяйственно-бытового труда. Преподавание каждого из перечисленных видов труда в разных типах спец. школ ведется по спец. программам. Содержание, организация и методика обучения труду направлены на подготовку уч-ся к практической деятельности, развитие их технического мышления, конструкторского творчества, самостоятельности, активности, на воспитание коммунистического отношения к труду.
Особенности психофизического развития разных категорий аномальных детей определяют содержание, методы и качественный уровень трудовой подготовки уч-ся.
Спец. школы подготовляют своих воспитанников к производительному труду, используя вместе с тем труд как одно из ведущих педагогических средств улучшения физического и умственного развития аномальных детей. Для решения этих задач используется весь комплекс педагогических, медицинских и технических средств. Отсутствие зрения приводит к необходимости применять особые методы и приемы обучения слепых детей, использовать разнообразные тифлотехнические средства. Общее и политехническое среднее образование — основа, на которой строится трудовое обучение слепых. В советской спец. школе преодолен разрыв между большими возможностями слепых в общеобразовательном обучении и их подготовке к производственному труду. Трудовое обучение в школах слепых — педагогическое средство формирования компенсаторных механизмов (осязание, слух, двигательный анализатор), заменяющих утраченное зрение, средство развития познавательной деятельности слепого. Отсутствие слуха и недостаточный образовательный уровень затрудняют трудовое обучение глухих. В настоящее время практика спец. школ показала, что глухие могут овладевать различными профессиями и успешно трудиться в промышленности и сельском хозяйстве.
Основная специальная задача школ для глухих—формирование и развитие словесной речи уч-ся. Большое значение в этом отношении имеет трудовое обучение глухих. Правильно построенный процесс трудового обучения дает уч-ся конкретные представления, расширяет словарный запас, развивает потребность общения.
Особенности умственного и нередко физического развития умственно отсталых детей учитываются при решении вопроса об общих и специальных задачах трудового обучения уч-ся. Трудовое обучение во вспомогательной школе имеет более элементарные, конкретные задачи в отношении уровня подготовки уч-ся. Воспитанники получают знания, умения и навыки по более узким и простым специальностям. Проблема трудового обучения умственно отсталых не может быть решена без учета индивидуальных возможностей уч-ся.
Трудовое обучение во вспомогательных школах — одно из основных средств коррекции недостатков умственного развития уч-ся. Трудовая деятельность в ее простых видах наиболее доступна и понятна детям-олигофренам, она обеспечивает разностороннюю работу всех анализаторов и способствует развитию мыслительных операций уч-ся.