Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Труд учащихся специальных школ

один из основных видов учебно-воспитательной и коррекцион-ной работы с аномальными детьми. В общественно полезном труде у уч-ся закрепляются и совершенствуются трудовые навыки, полученные в процессе обучения, формируется коммунистическое отношение к труду.

В младших классах спец. школы О. п. т. тесно связан с трудом по самообслуживанию, в интернатах дети включаются в общественно полезную деятельность уже с 1 класса: ремонтируют учебно-наглядные пособия и учебники, производят уборку помещений и т. д. Уч-ся III—IV классов систематически занимаются общественно полезным трудом вне школы, участвуют в проведении Дня птиц, сажают цветы на пришкольном участке, собирают семена для лесопосадок, макулатуру и металлолом. В программах для спец. школ каждого типа дается перечень общественно полезных дел, которые могут выполнить уч-ся.

Старшие школьники берут шефство над младшими школьниками, участвуют в озеленении дворов, улиц, дорог, охране зеленых насаждений, заготавливают и развешивают кормушки для птиц. В сельских условиях они принимают участие в уходе за посевами и в уходе за молодняком. Очень распространены в спец. школах такие виды О. п. т., как тимуровские команды, забота о сохранности памятников и т. п. Важным видом О. п. т. является производительный труд уч-ся спец. школ в учебно-производственных мастерских и на производстве при прохождении производственной практики. Во многих спец. школах наряду с уч. мастерскими организуются учебно-производственные, где уч-ся выполняют заказы по изготовлению той или иной продукции. В сельских школах для глухих, слабослышащих, умственн отсталых детей применяется О. п. т. школьников в подсобном хозяйстве.

При организации любых форм О. п. т. уч-ся спец. школ необходимо учитывать следующие требования: характер и объем работы должен соответствовать психофизическим особенностям каждого ученика (некоторые виды труда можно предлагать только в индивидуальном порядке); уч-ся следует подробно инструктировать, используя средства наглядности, а также предоставляя им возможности предварительных упражнений в школьной обстановке. О. п. т. в спец. школах организуется во внеурочное время.

Участие в различных видах О. п. т. создает у аномальных детей уверенность в своих силах, способствует воспитанию у них общественного сознания и подготавливает их к включению в производительный труд.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: