Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Тифлопедагог

педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение, воспитание, политехническую и трудовую подготовку слепых и слабовидящих детей и подростков с учетом своеобразия их познавательной деятельности и компенсации нарушенных (недоразвитых) функций. Тифлопедагоги работают в качестве директоров, заместителей директоров, заведующих учебной частью, учителей, воспитателей в специальных неполных средних и средних общеобразовательных трудовых политехнических школах-интернатах для детей с нарушением зрения, а также в специальных классах для слабовидящих детей, обучающихся в массовых школах, и в специальных дошкольных учреждениях для слепых и слабовидящих детей. К Т. относятся также научные сотрудники и методисты, имеющие специальное образование, ведущие научно-методическую, научно-исследовательскую и научно-организационную работу в области образования, обучения, воспитания, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих детей и взрослых. Содержание, методы и формы деятельности Т. определяются задачами специального обучения, воспитания и подготовки к жизни и труду детей и подростков с нарушением зрения.

Т. должен знать особенности психического и физического развития детей с нарушением зрения, санитарно-гигиенические требования к организации учебной работы с ними.

Т. ведет педагогическую и организационную работу, сообразуясь с особенностями детей, страдающих нарушением зрения. Содержание работы Т. определяется специальными программами и учебными планами, предусматривающими коммунистическое воспитание учащихся: всестороннее развитие личности, обучение основам наук, трудовое, эстетическое, физическое, нравственное воспитание, политехническую и профессиональную подготовку с учетом перспектив трудового устройства уч-ся. Т. должен владеть общими и специальными методами и средствами обучения и воспитания, пользоваться специальной техникой, умело применять в своей работе дифференцированные и индивидуальные формы работы с уч-ся, учитывая особенности их развития и усвоения знаний, проявляя при этом глубоко гуманное и внимательное отношение к детям. Т. поддерживает постоянную связь в своей работе со школьными врачами.

Подготовка Т. осуществляется кафедрой тифлопедагогики дефектологического факультета Ленинградского государственного педагогического ин-та имени А. И. Герцена.

Т., работающие в спец. школах для слепых и слабовидящих, пользуются рядом льгот и преимуществ; они получают дополнительную оплату к основному заработку, соответствующему ставке учителя массовой школы.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: