Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Темперамент

особенности психической деятельности человека, имеющие физиологической основой ту или иную совокупность свойств основных нервных процессов — возбуждения и торможения, их силы, уравновешенности и подвижности. Т. проявляется главным образом в особенностях чувств, реакций на явления окружающей действительности и в характере движений.

Различают четыре основных Т.: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Для человека, обладающего сангвиническим Т., характерны подвижность, быстрые реакции на воздействия и стремление к частой смене впечатлений. Нервная система человека с сангвиническим Т. отличается сильными, уравновешенными и подвижными нервными процессами. При флегматическом Т. наблюдается устойчивость настроений, замедленность реакций на воздействия, спокойствие движений (нервная система с сильными, уравновешенными, но малоподвижными нервными процессами). Холерический Т. характеризуется резкой сменой настроений, повышенной общей возбудимостью, порывистостью движений, что связано с неуравновешенностью нервных процессов, относительной слабостью торможения. Человек с меланхолическим Т. склонен к длительным переживаниям даже незначительных событий при внешне вялой реакции на окружающее; его нервная система характеризуется слабостью нервных процессов.

Однако лишь немногие люди являются отчетливыми представителями указанных типов; у большинства наблюдается сочетание одного Т. с отдельными чертами другого. Кроме этого, в зависимости от общего состояния нервной системы у человека могут усиливаться черты, свойственные тому или иному темпераменту.

В процессе воспитания аномального ребенка необходимо считаться с его темпераментом. Но при любом Т. у ребенка со здоровой центральной нервной системой могут быть выработаны все общественно необходимые черты характера и формы поведения. Иногда те или иные отклонения в поведении могут быть и у здоровых детей, их не следует смешивать с проявлениями нервных заболеваний, вследствие которых может патологически ослабляться подвижность нервных процессов, нарушаться равновесие между ними со значительным преобладанием либо возбуждения, либо внешнего торможения. Патология в силе, подвижности и уравновешенности нервных процессов, как правило, наблюдается у умственно отсталых детей (олигофренов, эпилептиков и др.). Расстройства высшей нервной деятельности,- выражающиеся в чрезмерной возбудимости или тормозности, слишком быстрой или медленной переключаемости, встречаются чаще у детей с поражениями слуха или зрения, чем у нормально развивающихся детей. Это связано с быстрым наступлением истощения их нервной системы, вызванным перенесенными тяжелыми заболеваниями. Вместе с тем неуравновешенность, сильная возбудимость и др. патологические проявления у некоторых аномальных детей могут быть следствием сложившихся отрицательных черт их характера, что устраняется при правильном воспитании.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: