Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Техника безопасности

система мероприятий по предотвращению производственных травм, регламентируемая действующим законодательством.

В процессе трудового обучения и общественно полезного труда уч-ся спец. школ применяют ударные, режущие, колющие и другие инструменты, пользуются механическими ин.струментами (дрелями, коловоротами) и электрифицированными (электросверлами, электролобзиками, паяльниками). Наряду с ручными видами работ в специальных школах введены станочные работы. Нарушение правил пользования станочным оборудованием, различными механизмами и инструментами может привести к несчастным случаям: ранениям, ушибам, ожогам, засорению глаз, поражению электрическим током и т. п. Для предотвращения травматизма администрация специальных школ и преподаватели, руководствуясь правилами техники безопасности, проводят технические и санитарно-гигиенические мероприятия, обеспечивающие полную безопасность работы.

К техническим мероприятиям относятся: ограждение опасных мест сетками, экранами, кожухами, козырьками; применение оборудования, типы, конструкции, размеры и техническое состояние которого обеспечивают безопасность работы и соответствуют физиологическим особенностям аномальных детей. Оборудование должно иметь сблокированные пусковые кнопки с тормозным устройством, чтобы при выключении агрегата все движущиеся части немедленно затормаживались, сигнализацию, выбор которой зависит от типа специальной школы: в школах не допускается. Каждый предмет должен иметь свое место. Полосовой и круглый материал укладывается на специальных стеллажах, мелкие заготовки хранятся в ящиках. Санитарно-гигиенический режим обеспечивается наличием вентиляционных установок, регулированием температуры, рациональным и искусственным освещением по утвержденным нормам. В качестве искусственного освещения целесообразно применять люминесцентное. Каждое рабочее место уч-ся должно иметь местное низковольтное освещение, регулируемое им самим. Общее и местное освещение должно обеспечивать четкую видимость обработки заготовки, деления на контрольно-измерительных приборах.

Эти требования полностью относятся и к школам слепых, т. к, в этих школах в настоящее время учатся и слабовидящие дети. Задача школ слепых состоит в том, чтобы полностью сохранить остаточное зрение у уч-ся.

Монтаж силовой и осветительной электросети выполняется с соблюдением установленных правил. Для окраски помещения и всего оборудования применяются спокойные светло-зеленые тона. Яркими красками выделяются ориентиры опасных мест. В школьных мастерских необходимо иметь достаточно индивидуальных защитных средств: защитных очков, резиновых ковриков, перчаток и др. Для оказания первой помощи при травмах организуется аптечка.

Школьный врач обязан инструктировать преподавателей трудового обучения, учитывать состояние здоровья и физические особенности уч-ся специальных школ при определении для них видов работ. В школьных учебных мастерских на видных местах вывешиваются таблицы, плакаты по технике безопасности, а у некоторых рабочих мест — специальные памятки. Преподаватели своевременно знакомят уч-ся с правилами техники безопасности, строго следят за выполнением их. К работе допускаются только уч-ся, усвоившие основные правила техники безопасности.

При работе на станках учитель следит за тем, чтобы уч-ся правильно и прочно закрепляли обрабатываемую заготовку, подводили резец осторожно, измеряли деталь только после остановки станка. Необходимо предупреждать уч-ся, допущенных к работе на станках, об опасности попадания в станок частей одежды, волос и т. п.

Преподаватели специальных школ должны постоянно следить, чтобы все открытые токоведущие части электрооборудования были ограждены кожухами и диэлектрическими материалами. Все электрооборудование — корпус электродвигателя, кожух рубильника, станины станков, которые могут оказаться под напряжением,— должно быть заземлено.

Все перечисленные положения, с учетом специфических особенностей сельскохозяйственного производства, относятся и к сельским спец. школам.

В период проведения производственной практики на предприятиях или объектах сельскохозяйственного производства педагоги специальных школ совместно с администрацией предприятий выбирают рабочие места для уч-ся.

При этом учитывается характер дефекта данной группы уч-ся. Рабочие места должны отвечать требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим и производственно-техническим нормам.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: