Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Школа-интернат для умственно отсталых детей

спец. учебно-воспитательное учреждение для умственно отсталых Детей. Эти школы входят в систему общеобразовательных уч. заведений министерств просвещения и являются частью всей системы школ для аномальных детей.

Первые школы для умственно отсталых детей в России были организованы по инициативе прогрессивных педагогов и врачей М. П. Постовской и В. П. Кащенко в 1908 г. в Москве, в 1915 г. в Петербурге — А. Н. Граборовым. Обучение и воспитание умственно отсталых детей в СССР проводится в соответствии с планом всеобщего обязательного обучения детей: планируются организация и размещение вспомогательных школ; ведется учет умственно отсталых детей; обучение и содержание умственно отсталых детей в школах финансируется государством; издаются спец. учебники; подготавливаются педагогические кадры со спец. высшим образованием; организована систематическая научно-исследовательская работа по проблемам обучения и воспитания умственно отсталых детей. Вспомогательная школа призвана обеспечить всестороннее развитие уч-ся, воспитать их в духе коммунистической морали, вооружить знаниями, умениями и навыками в установленном для вспомогательных школ объеме, подготовить к практической деятельности.

Спец. задачами вспомогательной школы являются коррекция недостатков познавательной деятельности и недостатков развития речи, физическое оздоровление детей. Решение этих задач осуществляется правильной организацией всего школьного режима и индивидуальной коррекционно-воспитательной работой с детьми, направленной на преодоление или исправление психофизиологических отклонений (исправление недостатков речи, коррекционная гимнастика).

Вспомогательная школа имеет 8 классов; обучение ведется по спец. уч. плану, по спец. программам и учебникам. Более одной трети уч. времени во вспомогательной школе отведено трудовому обучению, которое начиная с IV кл. напразлено на овладение уч-ся элементарными профессионально-трудовыми навыками по одному из видов труда. В сельских вспомогательных школах уч-ся обучаются некоторым доступным им видам сельскохозяйственного труда. Для обеспечения дифференцированного подхода к детям в каждом классе обучается не более 16 учеников, во всей школе —150—200.

Особое значение для исправления недостатков развития умственно отсталых детей имеет спец. лечебно-оздоровительная работа: медикаментозное лечение, физиотерапия, проведение летних оздоровительных мероприятий и т. п. Поэтому во вспомогательных школах работают врачи-психиатры и медицинские сестры.

Учащиеся вспомогательных школ-интернатов крупных городов могут проводить дни отдыха в семье. Во вспомогательных школах-интернатах, где контингент учащихся комплектуется по всей области, дети проводят дома только каникулы. В интернатах уч-ся находятся под наблюдением педагогов-воспитателей, которые ведут большую коррекционную работу, что увеличивает эффективность исправления недостатков психофизического развития уч-ся.

Наряду со школами-интернатами для умственно отсталых детей в городах организуются вспомогательные школы с продленным днем, где уч-ся находятся в течение всего дня (до 6—7 час. вечера), там же они обеспечиваются питанием. Впервой половине дня проводятся учебные занятия по обычному расписанию, затем под руководством воспитателей организуется внеклассная работа и отдых детей.

У большинства умственно отсталых детей в процессе обучения и воспитания в значительной мере исправляются недостатки психофизического развития. После завершения обучения они включаются в производительный труд.

Меньшая часть воспитанников вспомогательной школы, с тяжелыми нарушениями моторики или значительной степенью умственной отсталости (имбецильность), направляется в спец. лечебно-трудовые мастерские, в детские учреждения министерств социального обеспечения или в колонии для психохроников.

Rambler's Top100
Удаление ретинированного зуба цены axiomadental.ru.
Контактный е-mаil: