Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Школа-интернат для слепых детей

спец. учебно-воспитательное учреждение, где обучаются слепые дети или имеющие остаточное зрение (до 0,05 нормального зрения). Уч-ся находятся под постоянным наблюдением врачей — окулиста, невропатолога и врачей др. специальностей. Школы для слепых входят в систему общеобразовательных учреждений Министерства просвещения СССР. В настоящее время осуществлено всеобщее обязательное обучение слепых детей школьного возраста. Организованы следующие типы школ: девятилетняя общеобразовательная политехническая школа и средняя одиннадцатилетняя общеобразовательная политехническая школа с производственным обучением. При этих школах открыты подготовительные классы, обеспечивающие преодоление педагогической запущенности слепых детей и рациональную подготовку их к систематическому обучению.

В школе для слепых уч-ся получают среднее общее и политехническое образование, нравственное воспитание в духе принципов коммунистической морали, физическое и эстетическое воспитание, приобретают трудовую и профессиональную подготовку. Они овладевают определенной системой знаний, умений и навыков, обеспечивающих им успешное усвоение основ наук, участие в общественно полезном труде. Содержание обучения в школе для слепых детей в целом соответствует содержанию обучения в массовой школе (изучаются те же учебные предметы и в том же объеме), но сроки изучения программного материала удлиняются. Преподавание некоторых учебных дисциплин: физкультуры, трудовой и производственной подготовки, рельефного рисования и черчения — осуществляется по спец. программам.

В спец. школе проводятся индивидуальные и групповые занятия по исправлению недостатков физического развития уч-ся (лечебная гимнастика, ритмика), по исправлению недостатков речи. Такие занятия способствуют коррекции и последствий слепоты.

В учебную практику школ для слепых введены наблюдения, опыты, предметные уроки, экскурсии, лабораторные и практические работы. Для подготовки и проведения самостоятельных работ уч-ся под контролем учителя предоставлются методические кабинеты, библиотеки, лаборатории, школьные мастерские и учебно-опытный участок. В организации учебно-воспитательной работы со слепыми широко используются спец. приемы обучения, а также спец. оборудование и уч. пособия.

В школах для слепых обучение ведется по учебникам массовой школы, которые издаются рельефно-точечным шрифтом. В уч. практику широко внедряются тифлотехнические средства (так, благодаря специальным приборам оптические сигналы от предметов преобразуются в звуковые и тактильные сигналы), они расширяют возможности восприятия и пространственной ориентировки слепых.

В школе для слепых широко развернута внеклассная и внешкольная работа: лекции, доклады, диспуты, экскурсии, занятия в уч. кружках, работа по физическому воспитанию (спортивные кружки, туристские походы), по художественному воспитанию (занятия в музыкальных, драматических кружках, коллективное посещение театра), проводится пионерская и комсомольская работа.

Наряду с этим организуется совместная деятельность слепых детей со зрячими: слепые ученики посещают дома пионеров, детские технические станции, участвуют в общегородских смотрах художественной самодеятельности и в шахматно-шашечных соревнованиях.

Окончившие среднюю школу-интернат для слепых детей получают аттестат об окончании школы и могут на общих основаниях поступать в высшие учебные заведения по доступным им специальностям. Большинство выпускников школы работает на предприятиях в системе Об-ва слепых.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: