Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Сурдопедагогика

наука о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших), один из разделов дефектологии. В дореволюционной России, так же как и в других капиталистических странах, воспитание и образование детей с недостатками слуха осуществлялось главным образом в филантропических учреждениях, находившихся в ведении благотворительных и церковных организаций или частных лиц. В СССР дети дошкольного и школьного возраста с недостатками слуха воспитываются в государственных учреждениях, включенных в общую систему народного образования.

Советская С. развивается на основе общих принципов советской педагогики. Вскрывая особенности развития детей с недостатками слуха, С. разрабатывает основы построения спец. учебно-воспитательного процесса, принципы организации спец. учреждений. С. — это система обучения и воспитания детей с нарушенным слухом, которая обеспечивает их воспитание в духе коммунистической морали, всестороннее развитие духовных и физических сил, вооружение необходимыми общеобразовательными знаниями, подготовку к практической деятельности, общественно полезному труду.

С. включает теорию воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста, историю этой науки, частные методики (русского языка, арифметики, естествознания, географии, трудового обучения и т. д.), специальную психологию. Одну из наиболее важных и сложных проблем С. составляет обучение глухих и слабослышащих языку. Значительную помощь С. оказывают смежные науки психология, оториноларингология, логопедия, физиологическая акустика, языкознание. В целях развития и использования остатков слуха С. применяет достижения электроники и радиотехники.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: