Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Сравнение

мыслительная операция, посредством которой выявляются отношения тождества, сходства и различия между воспринимаемыми, а также припоминаемыми объектами и явлениями в целом и их признаками (свойствами, частями).

С. основывается на соотносительном анализе и синтезе признаков сравниваемых объектов. Исследованиями И. П. Павлова доказано, что С. является основой выработки точных дифференцированных реакций на воздействия среды; это дает возможность использовать С. в качестве дидактического приема. С. играет важную роль в познании действительности, являясь компонентом осмысленного восприятия предметов, формирования правильных представлений о них, основой обобщения и систематизации знаний.

На протяжении дошкольного и младшего школьного возраста С. становится у нормальных детей полным, последовательным, точным, развивается умение устанавливать сходство и различие предметов по их существенным признакам. В школьном возрасте развивается разностороннее С. широкого круга объектов, в процессе которого выявляются черты их общности и отмечается их своеобразие, происходит сравнение явлений в их развитии. У аномальных детей формирование процессов С. имеет ряд особенностей. Умственно отсталые дети младшего школьного возраста неравномерно отождествляют сходные, но не одинаковые предметы, испытывают трудности в анализе признаков сравниваемых предметов, в выявлении наличия у объектов общих признаков, если они обладают различными свойствами.

Благодаря применению наглядных средств обучения и практической трудовой деятельности, способствующих коррекции личности умственно отсталых детей, процесс С. у них становится к среднему школьному возрасту несколько полнее и последовательнее. Характеристика сходства объектов усложняется. Однако осмысление различия как своеобразия объектов и выполнение разностороннего С. трудны и для уч-ся старших классов вспомогательной школы. В осуществлении сравнений глухими детьми наблюдаются характерные особенности, вызванные недостаточным воздействием речи на развитие их мышления. Из-за позднего развития речи наблюдаются неполнота и недостаточная расчлененность в сравнениях, выполняемых ими в начале младшего школьного возраста, установка на выявление различий объектов и трудности установления сходства сравниваемых объектов, если при общности строения имеются различия в свойствах их частей. На протяжении школьного возраста благодаря расширению жизненного опыта и развитию способности к абстрагированию формируется умение устанавливать такого рода сходство, появляется некоторое умение выявлять своеобразие каждого из сравниваемых объектов. Эти изменения в С, обусловленные обучением и усвоением языка, происходят у глухих детей, в отличие от слышащих, к старшему школьному возрасту; наиболее поздно и трудно развивается разностороннее С.

У слепых детей затруднен сравнительный анализ объектов в связи с ограниченным чувственным опытом. Особенно затруднено выделение сходных признаков предметов, т. к. часто несущественные признаки (напр., различия в положении предмета или его частей или величина предмета) ошибочно принимаются за существенные особенности предмета. В процессе обучения, при лепке, рельефном рисовании, в практической деятельности углубляются познания детей о предметах окружающего мира, расширяется их чувственный опыт, приобретаются ясные, отчетливые представления, на основе которых осуществляется правильное сравнение предметов.

Изучение психологической природы С. у нормальных и аномальных детей содействует совершенствованию дидактических приемов сравнения. Система дидактических приемов сравнения имеет значение для формирования обобщенности мышления, его подвижности, критичности. К этим приемам относятся сравнение сложных воспринимаемых и припоминаемых объектов, принадлежащих к одному и разным родам, видам, классам в целях выявления их тождества, сходства, различия и своеобразия; включение в сравнение пары объектов третьего объекта, иного рода и вида, чем сравниваемые; сравнение сложных объектов в условиях их припоминания; сравнение объектов в условиях практической и трудовой деятельности с ними и т. д.

Rambler's Top100
Орлиум купить в аптеке - купить Орлиум в аптеке.
Контактный е-mаil: