Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Способности

индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения определенных видов деятельности: У человека могут быть развиты разнообразные С: к усвоению тех или иных предметов, к разным видам труда, к искусству, организаторские С. и т. д. Всестороннее развитие С. детей — одна из важнейших задач коммунистического воспитания.

С. людей — продукт общественно-исторического развития. Они возникли и существуют только в исторически-конкретной трудовой деятельности человека. Напр., познавательные С. формировались по мере того как, изменяя природу, человек проникал в ее тайны; возникновение и историческое развитие музыки влекло за собой изменение музыкального слуха человека и т. д. По мере того как человечество создавало новые области деятельности, возникали новые С, а прежние получали новое содержание. Разделение и специализация труда привели к специализации С. С. человека развиваются наиболее успешно лишь в условиях его всестороннего умственного, нравственного и физического развития, которое в классовом обществе для большинства людей затруднено.

В основе С. лежат врожденные анатомо-физиологические задатки, к которым прежде всего относятся особенности нервной системы, мозга человека. Но задатки, природные предпосылки не заключают в себе С. в готовом виде. С. развиваются лишь при определенных условиях, в деятельности человека. Вне конкретной деятельности С. не могут проявиться. Напр., чтобы судить о том, есть ли у ребенка музыкальные С, нужно начать учить его музыке.

Для развития С. необходимо усваивать и творчески применять знания, навыки и умения, выработанные в ходе общественно-исторической практики. Вместе с тем С. нельзя сводить к навыкам, умениям или знаниям, которыми человек обладает. С. — более коренные, устойчивые черты личности, позволяющие приобретать те или иные знания и умения с быстротой и легкостью. С. тесно связаны с направленностью человека на занятия определенной деятельностью, с тем, насколько устойчивы его склонности к этой деятельности. Большое значение имеет вопрос об индивидуальном своеобразии С, поскольку выполнение той или иной деятельности может обеспечиваться разными сочетаниями С. Напр., для творческого труда писателя необходимо развитое образное мышление, наблюдательность, живое воображение, ясная и выразительная речь. Но все эти особенности могут быть у разных писателей выражены в неодинаковой степени и различны по качеству.

Для каждой деятельности существуют определенные основные С, без которых невозможно успешно выполнять эту деятельность. Напр., сколько-нибудь значительным музыкантом может быть не всякий человек, обладающий музыкальностью, а Лишь человек с большим духовным и эмоциональным содержанием. Высокая, степень развития и оптимальное сочетание С. к какой-либо творческой деятельности называется одаренностью.

У аномальных детей заметное снижение С. наблюдается лишь в тех случаях, когда есть органические поражения коры головного мозга (олигофрения, наиболее тяжелые формы алалиии афазии). В неосложненных мозговыми поражениями случаях глухоты и слепоты С. детей, связанные с работой сохранного анализатора, могут успешно развиваться. Известно много случаев высокого развития С. к изобразительной деятельности у глухих детей и музыкальных способностей у слепых детей.

Между аномальными детьми существуют значительные различия по характеру и степени выраженности С. Развитие и воспитание С. аномальных детей составляют постоянную заботу педагогов спец. школ. Аномальные дети, проявившие в школе С. к какой-либо деятельности, получают затем спец. подготовку в этой области знаний. В результате многие взрослые глухие и слепые проявляют значительные С. к тому виду труда, в котором они заняты.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: