Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Сознание

высшая форма отражения действительности, присущая только человеку, позволяющая ему целенаправленно регулировать свои взаимоотношения с окружающим миром.

С. — целостный процесс отражения действительности, заключающий в себе все формы психической деятельности: внимание, ощущения, восприятия, представления, мышление, чувства и волю. Обладая качественной спецификой, каждая из этих форм психической деятельности не существует изолированно, но является частью единого целого. С. складывается из знаний, отношения к этим знаниям, направленности на практические действия и их регуляции.

Истории формирования С. человека предшествовал длительный процесс эволюции психики животных. Причины, обусловившие появление качественно новой формы психического отражения, заключаются в возникновении общественной трудовой деятельности людей и языка как средства общения их между собой. В процессе развития человеческого общества, трудовой деятельности и языковых средств общения развивалось и совершенствовалось С. человека.

Следует различать С. общественное индивидуальное. К явлениям общественного С. принадлежат создаваемые обществом знания о природе, обществе, о человеческом мышлении и возникающие в связи с этим теории, идеи, взгляды. Общественное С. определяется в конечном итоге общественным бытием, т. е. условиями материальной жизни общества, способом производства материальных благ. Общественное С. является предметом изучения психологии и наук об обществе.

Индивидуальное С. — отражение объективной действительности отдельным человеком. Изучение индивидуального С. составляет предмет психологии. Так же как и общественное С, индивидуальное С. всегда общественно обусловлено. Однако оно может отставать от передового общественного С.

Борьба с пережитками прошлого в С. людей — одна из важнейших воспитательных- задач, стоящих перед обществом.

Формирование С. аномального ребенка подчинено общим законам развития психики человека. Вместе с тем в этом развитии наблюдается своеобразие, обусловленное характером аномалии. Изучением развития С. аномальных детей занимается специальная психология.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: