Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Смешение звуков

нарушение звуковой стороны речи, выражающееся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки изолированно, в самостоятельной речи путает их (напр., правильно использует звук ш в слове шапка, но смешивает с и ш в словах подушка, песок — «подуска», «пешок»).

Смешение обычно касается звуков,. различающихся сравнительно тонкими акустическими или артикуляционными признаками.

Наиболее часто наблюдаются смешения шипящих со свистящими, аффрикат ц, ч между собой и со звуками с, т между собой. Реже смешиваются звонкие и глухие звуки, твердые и мягкие, взрывные и фрикативные.

С. з. — признак незаконченности процесса овладения системой фонем. Нормально этот процесс заканчивается у ребенка к 4—5 годам. К этому вре мени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся. С. з. может быть единственным проявлением речевой недостаточности. В таких случаях основой задержки в овладении системой фонем бывают недостаточное развитие фонематического слуха, недостаточная психическая активность, общая ослабленность организма, неблагоприятная речевая среда.

С. з. может сочетаться с другими типами нарушения звукопроизношения (напр., смешение свистящих и шипящих и искаженное произношение звука р), а также быть одним из проявлений общего недоразвития речи (напр., при моторной алалии).

Под влиянием обучения грамоте С. з. преодолевается более чем в 60% случаев без спец. логопедической помощи.

Однако если этого не происходит, С. з. чаще, чем все другие типы нарушения звукопроизношения, влечет за собой дисграфию.

Устранение смешения звуков и возникающей при этом дисграфии требует применения специальной логопедической системы работы, направленной на уточнение и развитие фонематических представлений ребенка. Для этого используются упражнения, имеющие целью выработать у ребенка четкие слуховые и речедвигательные дифференцировки между смешиваемыми звуками, научить его правильно соотносить звук и букву.

Для предупреждения дисграфии детей с таким дефектом речи следует направлять к логопеду до начала обучения в школе — не позже, чем в шестилетнем возрасте.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: