Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Слуховая работа

совокупность мероприятий, направленных на максимальное развитие и использование слухового восприятия у слабослышащих детей и у глухих с остатками слуха. Для слабослышащих детей особенно важно включение слухового восприятия в процессы формирования речи и речевого общения, т. е. развитие навыка комплексного слухо-зритель-ного восприятия речи. Основная задача С. р. с глухими детьми — использование остаточного слуха в работе над произношением и как фактора, способного в той или иной мере облегчить чтение с губ. Общее содержание и организация С. р. с глухими и слабослышащими детьми отражены в специальных положениях и программах, утвержденных Министерством просвещения РСФСР.

В учреждениях для глухих С. р. заключается в специальных упражнениях, развивающих у детей слуховое восприятие неречевых звуков и элементов речи, использовании остатков слуха главным образом в работе над произношением.

Применение звукоусиливающей аппаратуры коллективного, а при больших остатках слуха и индивидуального пользования дает возможность использовать остатки слуха в качестве подсобного средства, облегчающего чтение с губ, а также средства ознакомления детей со звуками окружающего мира и уточнения соответственных представлений и понятий, связанных с учебным материалом. Для учета результатов С. р. проводится периодическое исследование состояния слух,а детей.

С. р. в учреждениях для глухих осуществляется в форме специальных занятий в слуховом кабинете, специальных внеклассных мероприятий и в форме использования остатков слуха в процессе учебно-воспитательной работы.

Со слабослышащими детьми также ведутся специальные занятия по развитию слухового восприятия. Однако у слабослышащих детей, в отличие от глухих, главным средством развития слухового восприятия является систематическое использование слуха на уроках и во внеклассной работе. В школе для слабослышащих все классы, а также и другие школьные помещения (клубная комната, зал) оборудуются звукоусиливающей аппаратурой. По назначению врача-отоларинголога слабослышащие дети должны пользоваться, особенно вне класса, также и индивидуальными слуховыми аппаратами.

Внеклассная С. р.—это слушание радио, радиолы, различные слуховые игры. При специальном дополнительном оборудовании телевизоров и киноустановок, позволяющем передавать усиленный звук на наушники, можно с успехом пользоваться также демонстрацией звуковых кинофильмов и телепередач.

Общее и методическое руководство С. р. и контроль за ней осуществляются директором школы и завучем. Медицинский контроль за С. р. производится врачом-отоларингологом, состоящим в штате школы или прикрепленным к ней.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: