Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Слух

способность организма воспринимать и различать -звуковые колебания, осуществляемая посредством органа слуха или слухового анализатора.

Человеческому С. доступна область звуков с частотой колебаний от 16 до 20 000 гц. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, называется порогом слухового ощущения. Наибольшая чувствительность отмечается к звукам от 1000 до 3000 гц, т. е. пороги слухового ощущения оказываются в этой области самыми низкими. При увеличении силы звука ощущение громкости звука нарастает, но при достижении силы звука определенной величины нарастание громкости прекращается и появляется ощущение давления или даже боли в ухе.

Сила звука, при которой появляются эти ощущения, называется порогом неприятного ощущения, или болевым порогом. Слуховая чувствительность характеризуется не только величиной порога слухового ощущения, но и величиной разностного, или дифференциального порога, т. е. способностью к различению звуков по высоте (частоте) и по силе. Разностным порогом высоты звука называют минимальный, едва заметный для С. прирост частоты звуковых колебаний к их первоначальной частоте. Наибольшая чувствительность к изменению высоты звука отмечается в диапазоне от 500 до 5000 гц; так, напр., изменение высоты звука с 1000 до 1003 гц, т. е. всего на 0,3%, уже вызывает ощущение другого звука. Минимальный прирост силы звука, дающий едва заметное усиление громкости первоначального звука, называется разностным порогом интенсивности звука. Величина разностного порога интенсивности равна в среднем 0,1—0,12; следовательно, для того чтобы звук ощущался как более громкий, его надо усилить не менее чем на Vio первоначальной величины, т. е. на 1 дб.

При воздействии звуков на орган С. чувствительность его изменяется. Действие сильных звуков ведет к понижению чувствительности; в условиях тишины чувствительность слухового органа восстанавливается. Это физиологическое приспособление органа С. к различной силе звукового раздражителя называется слуховой адаптацией. От адаптации следует отличать слуховое утомление, которое возникает при длительном воздействии интенсивных звуков.

Утомление также характеризуется снижением слуховой чувствительности, но, в отличие от адаптации, более длительным периодом восстановления нормального С..

Специфическая особенность человеческого С.— способность воспринимать звуки речи не только как физические явления, но и как смыслоразличительные единицы — фонемы. Эта способность обеспечивается наличием у человека сенсорного центра речи, расположенного в левой височной доле головного мозга. При выключении этого центра нарушается анализ и синтез звуковых комплексов, составляющих словесную речь. Восприятие тонов и шумов, входящих в состав речи, может в этих случаях сохраниться, но различение их как речевых звуков, т. е. понимание речи, становится невозможным.

В развитии слуховой функции у ребенка отмечаются определенные этапы. Элементарные реакции на звук можно наблюдать уже в первые часы после рождения. Эти реакции возникают при воздействии громких звуков и протекают по типу безусловных рефлексов; они проявляются в виде изменения дыхания и пульса, задержки сосательных движений и т. п. В конце первого и начале второго месяца жизни у ребенка образуются уже условные рефлексы на звуковые раздражители. Путем многократного сочетания какого-либо звукового сигнала (напр., звонка будильника или колокольчика) с кормлением ребенка можно выработать у него условную реакцию в виде возникновения сосательных движений в ответ на звуковой сигнал. На третьем месяце ребенок начинает различать звуки по их высоте и тембру. В последующем периоде способность к дифференцированию звуков получает дальнейшее развитие и распространяется на голос и элементы речи. В конце первого года ребенок обычно различает слова и фразы преимущественно по их интонационной окраске и ритмическому контуру. В течение второго и третьего годов жизни, в связи с формированием у ребенка речи, происходит дальнейшее развитие его слуховой функции, характеризующееся постепенным улучшением восприятия звукового состава речи. К концу второго года ребенок обычно обладает способностью к различению на слух всех звуков родного языка. Развитие дифференцированного слухового восприятия звуков речи происходит в тесном взаимодействии с развитием у ребенка произносительных навыков. Это взаимодействие носит двусторонний характер. С одной стороны, дифференцированность произношения зависит от состояния слуховой функции, а с другой стороны, умение произносить тот или иной звук речи облегчает ребенку различение его на слух. Однако развитие слуховой дифференциации обычно предшествует уточнению произносительных навыков. Так, напр., дети 2—3 лет, полностью различая на слух звуковую структуру слов, не могут ее воспроизвести даже по подражанию. Можно считать, что формирование речевого С. заканчивается к началу третьего года жизни. Однако совершенствование других сторон слуховой функции (музыкальный С, способность к различению всякого рода шумов, связанных с работой механизмов, бинауральный С. и т. п.) может происходить и у взрослых в связи со специальными видами деятельности.

Исследование слуха.

Наиболее прост и доступен метод исследования С. с помощью речи, причем показателем степени слуховой чувствительности, или остроты С, является наибольшее расстояние, на котором различаются те или иные элементы речи.

Простота и доступность этого метода позволяют широко использовать его для выявления начальных форм нарушения С. у детей. Такое исследование может быть произведено не только врачом-специалистом, но и учителем, воспитателем и родителями ребенка. При исследовании С. речью, применяется шепотная и громкая речь. Практически в обычных условиях исследования, в обстановке относительной тишины, С. считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 6—7 м. Восприятие шепота на расстоянии меньше 1 м характеризует весьма значительное понижение С, а полное отсутствие восприятия шепотной речи указывает на резкую тугоухость, затрудняющую речевое общение. При отсутствии или резком понижении восприятия шепотной речи переходят к исследованию слуха речью разговорной громкости, которая слышна на расстоянии приблизительно в 8—10 раз большем, чем шепотная. При исследовании С. ребенка с помощью речи необходимо подбирать слова и фразы, доступные его пониманию, напр., такие: имя ребенка, мама, папа, дедушка, бабушка, девочка, мальчик, собака, кошка, птичка, мишка, чашка, часы, окно, лампа, палка, Вова упал, мама дома и т. п.

Исследование С. речью имеет большое практическое значение, однако этот метод не может считаться вполне точным и объективным как в смысле дозировки силы звука, так и в отношении оценки результатов. Поэтому в тех случаях, когда нужно получить более точные данные о состоянии слуха, прибегают к исследованию с помощью камертонов и аудиометра.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: