Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Словарная работа

учебно-воспитательная работа, направленная на обогащение словаря уч-ся спец. школ, развитие понимания значений слов, воспитание навыков правильного употребления слов в речи. С. р. тесно связана с формированием понятий и развитием логического мышления детей.

Уч-ся спец. школ овладевают словарем в процессе словесного общения с окружающими и специального обучения. Спец. обучение ведется с учетом специфических условий, в которых протекает речевое развитие различных категорий аномальных детей. Путем спец. обучения преодолеваются трудности в овладении значением и фонетической структурой слова, у уч-ся развиваются навыки самостоятельного совершенствования словаря.

Специальная С. р. проводится систематически, главным образом на уроках родного языка и литературы (в школах слепых и слабовидящих также на уроках иностранного языка), на уроках родного языка — в связи с чтением и преподаванием грамматики; предусмотрены также особые уроки С. р. Спец. терминологию уч-ся усваивают на уроках арифметики, природоведения и др. предметов.

Во внеурочное время (в часы работы интерната) учителя и воспитатели занимаются с уч-ся С. р. во время внеклассных занятий (чтения, игр, экскурсий и пр.) в связи с трудовой деятельностью, занятиями спортом.

Основные приемы С. р.: а) объяснение значения новых слов (пути установления прямой связи с чувственно воспринимаемым предметом, явлением, действием и пр. и его словесным обозначением путем использования синонимов, антонимов, перифраза, при морфологическом анализе состава слова; путем приведения примеров, иллюстрирующих значения слова и конкретизирующих случаи его применения в речи); б) практическое обучение уч-ся употреблению новых слов.

На спец. словарных уроках даются упражнения в группировке слов по определенным тематическим признакам, напр.: слова — названия тех или иных предметов или явлений действительности («Посуда», «Явления природы»); слова — названия предметов и действий, связанных общей ситуацией («В классе», «В игровой комнате»); слова — синонимы, антонимы и др.; проводятся также упражнения в употреблении слов в контексте (составление словосочетаний и предложений с данными словами, вставка пропущенных слов и т. п.). Упражнения в группировке слов по тематическим признакам проводятся и на уроках труда («Инструменты в столярной мастерской», «Трудовые операции в слесарной мастерской»), географии («Животный мир жарких стран»), естествознания («Органы дыхания») и т. д.

Организация, содержание и методика С. р. в спец. школах различных типов имеет и специфические особенности, обусловленные своеобразием речевого развития каждой категории аномальных детей. Так, напр., в школе глухих, уч-ся которой овладевают словарем только путем специального обучения, большое внимание уделяется накоплению словаря (в младших классах в программе дается словарь-минимум, который дети должны усвоить на уроках и во внеклассное время в течение каждого учебного года), а также выработке навыков правильного произношения и употребления слов в связной речи. С. р. в этой школе ведется постоянно и связана со всеми видами учебно-трудовой и бытовой деятельности уч-ся. В методике работы над значением слов широко используются различные формы наглядности. Навыки употребления новых слов в разговорной речи вырабатываются путем спец. организованной практики речевого общения с окружающими (персоналом школы, членами семьи и др.).

В школе для слабослышащих, куда поступают дети, имеющие некоторый запас слов и пополняющие его в словесном общении с окружающими (с помощью остаточного слуха), особое внимание уделяется пониманию уч-ся значений слов, обучению правильному употреблению их в речи и исправлению недостатков произношения. Расширение ограниченного словарного запаса у уч-ся (особенно у уч-ся II отд. школы) — важная задача школы для слабослышащих детей.

Уч-ся школ для слепых и слабослышащих имеют большой запас слов. Здесь С. р. направлена на углубление понимания школьниками значений слов, связанных со зрительными образами, работу над обогащением содержания понятий, выраженных этими словами. В методике С. р. со слепыми и слабовидящими детьми широко используются слух и осязание.

В школе слепоглухонемых С. р. тесно связана с бытом уч-ся и организованным ознакомлением их с окружающим миром. Объяснение значения слов сначала производится жестами, которые служат первичным способом общения со слепоглухонемыми детьми. Средством обозначения является дактильная форма речи, а в дальнейшем, по мере того как дети овладевают грамотой, — устная звуковая речь, письмо рельефно-точечным и плоскопечатным шрифтом.

Содержание С. р. длительное время ограничивается словами—названиями конкретных предметов'.' Со словами-названиями действий и состояний предметов уч-ся знакомят значительно позже, в связи с обучением пониманию и самостоятельному пользованию простым нераспространенным, а затем и распространенным предложением.

В школе для умственно отсталых детей особое внимание обращают на развитие у детей понимания значения слов и пополнение резко ограниченного активного словаря, в частности, словами, обозначающими действия и состояния предметов, а также общие понятия. Такая работа ведется в условиях организованной практической деятельности уч-ся, в связи с изучением окружающей действительности и путем спец. упражнений. Для понимания умственно отсталыми детьми значений слов, выражающих общие понятия, проводятся логические упражнения: классификация, сравнения и пр. Дефекты произношения у умственно отсталых детей устраняются путем логопедических занятий.

В школах для детей с речевыми нарушениями С. р. также имеет свою специфику в зависимости от характера нарушений. При работе с детьми, страдающими алалией и афазией, необходимо пополнение их весьма ограниченного запаса слов, а при тяжелых формах речевых нарушений — создание начального словарного запаса; уточнение понимания детьми значений слов; усовершенствование (или формирование заново) произношения слов. В методике С. р. с детьми, страдающими моторной алалией, большое внимание уделяется развитию речедвигательного анализа и синтеза слов, в связи с чем широко используются сохранные слуховой и зрительный анализаторы. В занятиях с детьми, страдающими сенсорной алалией, работа над смысловым значением слов ведется одновременно с обучением письму, чтению, а также в связи с формированием навыков правильного произношения слов; при этом широко используются сохранные зрительный и двигательный анализаторы. Детям, страдающим косноязычием, дают спец. логопедические упражнения для выработки навыков правильного произношения слов.

Успех С. р. может быть достигнут только при соблюдении всеми учителями и воспитателями спец. школ единых требований к речи уч-ся, орфоэпически правильного произношения, грамотного письма, общей культуры речи.

Для закрепления словарного запаса уч-ся спец. школ составляются общеклассные и индивидуальные тематические и алфавитные словари.

Для уч-ся школ глухих, слабослышащих и для детей, страдающих речевыми нарушениями, слова, записанные в эти словари, соответствующим образом обрабатываются: проставляется ударение, знаки, указывающие на нормы правильного произношения. Напр., слово «здравствуйте» выглядит так: здра(в)ствуйте!

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: