Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Словарь ребенка

запас слов, непрерывно и интенсивно увеличивающийся. Различают С, доступный только пониманию ребенка, и С, который он употребляет в собственной речи. Как правило, ребенок начинает раньше понимать слова, чем говорить их. У нормально развивающегося ребенка расширение и уточнение С. происходят в процессе общения с окружающими, в связи с развитием познавательной деятельности. Ребенок пользуется все большим количеством слов, обозначающих как простые, так и более сложные понятия. К моменту поступления в школу нормальный ребенок обладает уже достаточным запасом слов и правильно употребляет их в своей речи.

Формирование С. у аномальных детей происходит своеобразно и требует специального педагогического руководства. У глухого ребенка речь развивается только в результате специального обучения, в процессе которого он усваивает слова, грамматические формы и фонетическую структуру языка. Существенную роль в накоплении и уточнении С. глухого ребенка играет словесное общение его с окружающими.

Слабослышащие дети, как правило, способны самостоятельно приобрести некоторый запас слов. Однако ограниченность речевого опыта слабослышащего ребенка, возникающая в связи с неполным восприятием речи на слух, приводит к количественной недостаточности С, неточному пониманию значений слов и неправильному их употреблению. Для С. слабослышащего ребенка (при значительной тугоухости) характерна замена слов, в результате которой нередко общие понятия заменяются частными (дерево — «дуб»), частные — общими (кастрюля — «посуда»).

Отмечаются также замены, обусловленные ситуационной связью предметов и явлений (термометр — «температура»), и т. д. В результате спец. обучения, а также благодаря словесному общению количественные и качественные особенности С. слабослышащего ребенка постепенно сглаживаются.

У слышащих детей с глубоким недоразвитием речи отмечаются крайне ограниченный запас слов, неточное усвоение их значений и фонетической структуры. Слепые дети обладают широким запасом слов, но часто с неточным пониманием их конкретных значений, т. е. усвоенные ими из речи окружающих различные слова не связываются с соответствующими зрительными образами, что приводит к обеднению содержания понятий, соответствующих этим словам, неточному или неправильному употреблению слов.

У слабовидящих детей при овладении С. обнаруживаются те же особенности, что и у слепых, однако в значительно менее выраженной степени.

У умственно отсталых детей также отмечается неполноценное овладение С, которое выражается в ограниченном запасе слов и недостаточном понимании их значений.

Расширение и уточнение С. аномальных детей происходит в процессе их общения с окружающими, в связи с расширением познаний об окружающем мире. Важную роль играет специальная словарная работа.

Rambler's Top100
купить виагру саратов
Контактный е-mаil: