Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Слепые дети

дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение (максимальная острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков).

Существуют разные степени потери зрения: абсолютная (тотальная) слепота на оба глаза, при которой полностью утрачиваются светоощущение и цветоразличение; практическая слепота, при которой сохраняется либо светоощущение, либо остаточное зрение, позволяющие в известной мере воспринимать свет, цвета, контуры и силуэты предметов.

Слепота у детей может быть врожденной и приобретенной. Врожденная слепота бывает следствием повреждений или заболеваний плода в период внутриутробного развития или наследственной передачи некоторых дефектов зрения. Приобретенная слепота наступает вследствие заболеваний органов зрения (сетчатки, роговицы, сосудистого тракта и др.), заболеваний центральной нервной системы (менингит, менингоэнцефалит, опухоли мозга, локализующиеся в некоторых его участках), осложнений после перенесенных инфекционных заболеваний (корь, скарлатина и др.), осложнений после общих заболеваний организма (грипп и др.), травматических повреждений мозга (ушибы или ранения головы); травматических повреждений глаз.

В СССР в связи со значительным подъемом и непрерывным ростом материального благосостояния трудящихся, повышением культурного уровня населения и широким развитием системы лечебно-профилактических мероприятий уменьшилась заболеваемость глаз и резко сократилось количество С. д. Этому способствовала также ликвидация целого ряда социальных и инфекционных заболеваний, влекущих за собой слепоту (трахома, оспа и др.). Профилактика детских инфекционных заболеваний (таких, как корь, скарлатина, дифтерия) и применение эффективных средств их лечения также способствуют уменьшению числа С. д. в нашей стране.

Процесс развития С. д. подчиняется тем же основным закономерностям, что и развитие зрячих детей. Однако утрата зрения, играющего столь важную роль в жизни и деятельности человека, обусловливает некоторые особенности в развитии С. д. Они испытывают трудности в восприятии и наблюдении предметов и явлений действительности. Многие признаки предметов и явлений визуального (воспринимаемых зрением) характера — свет, цвета и т. п.—не воспринимаются слепыми непосредственно. Большие затруднения возникают у С. д. в оценке пространственных признаков: положения, направления, расстояния, величины, формы объектов, движения предметов и т. д. Все это обедняет чувственный опыт С. д., затрудняет их ориентировку в пространстве, особенно при передвижении, гармоничность развития их сенсорных и интеллектуальных функций нарушается.

При отсутствии зрения наблюдается своеобразие ориентировочной реакции, особенно на звуковые раздражители. В отличие от зрячих детей у слепых ориентировочная реакция на звуки усиливается и продолжительно не угасает. Это объясняется тем, что при утрате зрения звуки являются очень важным фактором ориентировки слепых в окружающей действительности.

Процесс формирования сенсорного опыта у С. д. замедлен и имеет свои особенности, требующие применения специальных коррекционно-педагоги-ческих средств воздействия. Слепота обусловливает задержки в формировании движений, проявляющиеся, в частности, при занятиях физкультурой. Чтобы преодолеть этот недостаток, применяют специальные приемы, способствующие выработке у С. д. навыков контроля своих движений на основе слуховых, кожных и двигательных ощущений. У некоторых детей в связи с утратой зрения наблюдаются изменения в эмоционально-волевой сфере, проявляется негативизм. Нередко явно выраженные тяжелые переживания возникают в связи с неудачами в учении, труде, в повседневной жизни. Правильно организованная система воспитания и обучения помогает преодолеть такие отрицательные явления.

Особенности С. д. не отражаются на развитии высших форм психической деятельности. В процессе воспитания и обучения, в связи с овладением системой знаний, умений и навыков отрицательные явления слепоты постепенно преодолеваются и развиваются противодействующие процессы компенсации. Пути и способы компенсации зависят от содержания, методов, условий и организации обучения. Обучение и воспитание С. д. в СССР является предметом государственной заботы и осуществляется в спец. школах-интернатах. В настоящее время в СССР все С. д. охвачены всеобщим обязательным обучением.

В процессе активной целенаправленной деятельности С. д. под руководством учителя овладевают системой знаний, у них формируются приемы и способы использования слухового, двигательного, кожного и других анализаторов, составляющих при отсутствии зрения ту сенсорную основу, на которой развиваются более сложные психические процессы — обобщенное восприятие, произвольное внимание, логическая память, отвлеченное мышление, речь. Это позволяет С. д. правильно отражать действительность сначала в наглядно-действенной, а затем, по мере накопления опыта, в словесно-логической форме. Словесно-логическая форма познавательной деятельности у С. д. формируется лишь на основе непосредственного восприятия действительности с помощью осязания, слуха и других органов чувств. Однако при неправильных методах обучения у С. д. может вначале преобладать словесно-логический способ обобщения, это нередко ведет к формальному усвоению знаний. По мере накопления опыта в процессе правильно организованного обучения С. д. ведущую роль начинают играть сложные формы познавательной деятельности: отвлеченное мышление, логическая память, речь. Взаимодействие отдельных психических функций на разных этапах развития под влиянием обучения изменяется, однако всегда сохраняется организующее влияние высших форм психической деятельности на элементарные функции слуха, осязания и других видов чувствительности.

У ослепших детей огромную роль в формировании образного мышления и в ориентировке играют зрительные представления, сохранившиеся в памяти.

Большое значение в компенсации слепоты имеет формирование социальных мотивов деятельности, идейной направленности, сознательности. Пути и степень развития компенсации зависят также от того, в каком возрасте утрачено зрение, от причин, вызвавших слепоту, от наличия остаточного зрения, от наличия и тяжести нарушений центральной нервной системы и функций всего организма детей.

Важным условием и мощным средством компенсации является правильно организованная система, содержание, методы и условия обучения и воспитания, предусматривающие развитие активности слепого ребенка.

Школа для С. д. формирует у уч-ся материалистическое мировоззрение, вооружает их знаниями в объеме уч. программы массовой школы, дает политехническую профессиональную подготовку по доступным слепым специальностям, подготовляет их к активному участию в общественно-политической и трудовой деятельности. Для обучения чтению и письму применяется рельефный шрифт. В период обучения в школе у С. д. всесторонне развиваются физические и умственные способности. Центром всей учебно-воспитательной работы является трудовое воспитание уч-ся, формирование у них коммунистического отношения к труду, потребности и готовности трудиться на общую пользу. Уч-ся занимаются самыми разнообразными видами практической деятельности, имеющими общественно полезное значение. Наряду с этим им прививают необходимые навыки самообслуживания и посильного бытового труда. В школах для слепых введен курс домоводства, изучение которого дает уч-ся целый ряд важных практических умений и навыков для самостоятельной жизни. В процессе трудового воспитания у детей формируются нравственные качества, отвечающие требованиям коммунистической морали. Необходимым условием нравственного воспитания С. д. являются: создание дружного целеустремленного детского коллектива; связь с окружающими школами и коллективами; участие детей в посильном общественно полезном труде. Особое внимание направляется на воспитание потребности в коллективном труде, организованности, самостоятельности, выдержки, умения преодолевать возникшие трудности и других нравственных качеств.

Физическое воспитание С. д. направлено на укрепление их здоровья, правильное физическое развитие, закаливание организма, выработку необходимых двигательных навыков. Большое значение придается лечебной гимнастике, выработке правильной осанки, развитию мышечной системы, развитию выносливости, ловкости, быстроты движений при ходьбе и беге, воспитанию смелости, сознательной дисциплины.

В школе для слепых применяются различные формы физического воспитания: утренняя гимнастика, уроки по физкультуре, внеклассные занятия, подвижные игры на воздухе, прогулки, экскурсии, лыжный и конькобежный спорт, туристические походы, соревнования, спартакиады.

В дошкольном возрасте и в начальных классах большое внимание уделяется выработке культурно-гигиенических навыков, первоначальному развитию правильных движений при вставании, ходьбе, беге, прыгании. У С. д. воспитывается координация движений при беге, метании, лазанье, ходьбе на лыжах и др.

Большое значение придается эстетическому воспитанию. Эстетическое воспитание С. д. способствует развитию у них пространственных представлений, творческого воображения, образного мышления, оно является важным средством формирования коммунистического мировоззрения. Пользуясь слуховым и осязательным восприятием, дети приучаются наблюдать и понимать прекрасное в природе, в трудовых и общественных отношениях, в поступках людей, в искусстве, особенно в музыке. Система эстетического воспитания в школе для слепых предусматривает разные формы: занятия музыкой, пением, чтение художественной литературы, лепка, моделирование, рельефное рисование, знакомство со скульптурными произведениями, эстетикой трудового процесса (правильность формы, пропорции, внешняя отделка изготовляемых изделий, творческое отношение к труду, правильная организация рабочего места и т. п.). Введение в школе для слепых преподавания рельефного рисования и рельефного черчения позволило широко использовать такие виды изобразительной деятельности, как лепка, моделирование, аппликации, вырезывание. При рельефном рисовании используются спец. приборы конструкции Н. А. Семевского.

Всестороннее развитие уч-ся достигается путем овладения основами наук в тесной связи с общественно полезным трудом, а также путем осуществления всей системы воспитательной работы. В отношении С. д., имеющих индивидуальные отклонения в развитии, предусматривается система коррекционно-воспитательных мероприятий по исправлению недостатков физического развития, речи, ориентировки в пространстве и др.

В период обучения в школе С. д. получают политехническую и профессиональную подготовку. Основными методами их обучения являются словесные (рассказ, беседа, лекция), сочетающиеся с непосредственным наблюдением и активной деятельностью детей. Проводятся практические и лабораторные работы по физике, математике, биологии, географии, черчению, организуются экскурсии в природу, на производство, в сельское хозяйство.

В процессе трудовой подготовки С. д. знакомятся с доступными производственными процессами: деревообработкой, металлообработкой, обработкой бумаги, пластических масс, волокнистых веществ. Таким образом уч-ся приобретают общетехнические знания и практические навыки, необходимые для участия в общественно полезном и производительном труде. Политехническое обучение в школе для слепых осуществляется с широким применением спец. учебных пособий и тифлотехнических средств.

Уч-ся школ для слепых принимают активное участие в пионерской и комсомольской работе. Многие из них посещают дома и дворцы пионеров, станции юных техников, участвуют в выставках детского технического творчества, в соревнованиях по физкультуре, шахматных турнирах и т. д.

По окончании школы уч-ся работают на предприятиях ВОС или в общей системе предприятий народного хозяйства, в учреждениях. Некоторые продолжают образование в высших учебных заведениях по доступным им специальностям.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: