Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Слепота

наиболее резко выраженная степень аномалий развития и нарушений органа зрения, при которой становится невозможным или весьма ограниченным зрительное восприятие действительности вследствие глубокого нарушения остроты центрального зрения (от 0 до 0,04) или сужения поля зрения (до 10—15°) при более высокой остроте. По степени сохранности остаточного зрения различают: абсолютную слепоту, характеризующуюся полным отсутствием зрительных ощущений; слепоту, при которой сохраняется светоощущение, позволяющее различать свет от тьмы; слепоту, характеризующуюся остаточным зрением, позволяющим сосчитать пальцы вблизи лица, различать контуры, формы и цвета предметов на близком расстоянии.

В большинстве случаев при слепоте сохраняется остаточное зрение. Максимальная острота центрального зрения при остаточном зрении 0,04 с коррекцией стеклами на лучше видящем глазу. Понятие слепота и критерии ее определения не одинаковы в разных странах. С. может быть врожденной и приобретенной.

В настоящее время в нашей стране в связи с ликвидацией многих инфекционных заболеваний, значительным сокращением травматической слепоты, широкой лечебно-профилактической работой, поднятием материального благосостояния и культурного уровня населения, широким применением мероприятий по технике безопасности приобретенные формы слепоты сокращаются, особенно в раннем дошкольном и школьном возрасте.

Успехи глазной хирургии позволяют возвратить многим незрячим зрение, даже в случаях, считавшихся ранее неизлечимыми. Широко осуществляется специализированная медицинская помощь населению.

Особое внимание уделяется профилактике детских заболеваний, вызывающих снижение зрения, ведется борьба с детским глазным травматизмом.

У детей приобретенная слепота чаще всего бывает следствием атрофии зрительного нерва, катаракты, глаукомы. При врожденных формах слепоты обычно встречаются внутриутробные аномалии развития органа зрения. Чем раньше возникает слепота, тем более выражены ее последствия для психического и физического развития человека. В школьном возрасте при слепоте нарушается нормальный ход развития ребенка, появляются вторичные отклонения в развитии, трудности в формировании сенсорной сферы, нарушаетсяориентировка в пространстве, обнаруживаются отклонения в физическом развитии: нарушение позы, осанки, недостатки в формировании координации, точности и скорости движений, возникают специфические трудности в формировании предметных и пространственных представлений. На обедненной чувственной основе своеобразно формируется речь.

При относительно нормальном развитии грамматического строя и словарного запаса отмечаются трудности усвоения конкретного значения слов. Эти недостатки развития в условиях специального обучения можно предупредить, а если они уже возникли — преодолеть, применяя систему коррекционно-воспитательной работы, сообразующейся со специфическими и возрастными особенностями развития слепых детей.

При наступлении слепоты в зрелом возрасте не наблюдается особых отклонений в сенсорном, умственном развитии, свойствах личности. Однако слепота в значительной мере снижает трудоспособность человека и затрудняет его ориентировку в пространстве, особенно при передвижении.

При оценке степени трудоспособности у взрослых слепых принимается во внимание состояние остроты центрального зрения, поля зрения и других зрительных функций. При этом различается С. в медицинском, бытовом и профессиональном отношении. Под медицинской С. понимается полное отсутствие каких-либо зрительных ощущений на оба глаза. Под бытовой С. понимается утрата человеком способности самостоятельно ориентироваться в пространстве и в окружающей обстановке с помощью зрения, что вызывает необходимость прибегать к посторонней помощи при передвижении. Под профессиональной С. понимается резкое снижение зрения, исключающее возможность выполнения профессиональной работы, требующей визуального наблюдения, зрительного контроля и регулирования трудовых действий. В связи с этим исключается труд незрячего во многих профессиях. На производстве, где применяется труд слепых, вводятся особые мероприятия по технике безопасности, исключающие возможность повреждения глаз,система специального оборудования, облегчающего управление машинами, контроль за трудовыми процессами, применяются специальные измерительные приборы и приспособления, исключающие участие неполноценного зрения.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: