Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Слабослышащие дети

дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. Слабослышащими считаются дети с понижением слуха от 15 — 20 дб до 75 дб. В отличие от глухих С. д. обладают таким слухом, который позволяет им на основе слухового восприятия речи окружающих накопить минимальный запас слов, хотя и не полноценных по своему фонетическому оформлению. У глухих детей всегда наблюдается поражение звуковоспринимающеи части слухового аппарата (внутреннее ухо с кортиевым органом, слуховой нерв), у С. д. нередко бывает поражена одна звукопроводящая часть (обычно среднее ухо). Стойкое понижение слуха, особенно у детей раннего возраста, вызывается большей частью заболеваниями носа и носоглотки (хронический насморк, аденоидные разращения и т. д.).

Понижение слуха может быть выражено в различной степени — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной громкости.

Слуховое восприятие слабослышащего ребенка не находится в стабильном состоянии. Под влиянием специальных тренировочных упражнений слабослышащий ребенок приучается к максимальному использованию своего остаточного слуха. Он научается лучше дифференцировать доступные его слуху звуковые раздражения. Слуховое восприятие слабослыщащего ребенка особенно развивается в процессе овладения речью. Специальное обучение речи с детальным анализом ее звукового состава вырабатывает у ребенка навыки более дифференцированного восприятия доступных ему звуков. Постепенное обогащение словарного запаса дает возможность слабослышащему ребенку анализировать и синтезировать воспринимаемые элементы речи.

При раннем нарушении слухового анализатора речь развивается неправильно. Если остаточный слух позволяет ребенку раннего возраста воспринимать речь разговорной громкости лишь у ушной раковины, речевое развитие его резко задерживается. К наступлению школьного возраста (к 7 годам) такой ребенок нередко обладает ничтожным запасом слов (в пределах 1—2 десятков). В тех случаях, когда остаточный слух позволяет ребенку слышать хорошо знакомые слова на расстоянии 0,5 до 1 м, запас слов у него оказывается гораздо большим, он говорит фразами, хотя и неправильно грамматически оформленными.

При большей степени сохранности слуха слабослышащий ребенок может полностью владеть речью лишь с небольшими недостатками в произношении и грамматическом оформлении фраз.

Большая или меньшая ограниченность словарного запаса слабослышащего ребенка сопровождается неправильным пониманием значений слов и неправильным их употреблением. Слова, входящие в единую смысловую группу, часто заменяются одно другим. Так, напр., описывая картину, где нарисована женщина, режущая хлеб, ребенок может сказать: «мама нож» (вместо мама режет хлеб), вместо конверт — «почта», вместо кран — «вода» и т. п. Особенно характерны взаимные замещения названий предметов и действий. Подобные замещения слов аналогичны тем, которые встречаются у глухих детей в процессе специального обучения их речи. У С. д. встречаются, кроме того, замещения слов, близких по звучанию, напр., вместо пальчики «палочки», вместо конверт — «консервы», вместо гребенка — «ребенок», вместо ногти — «когти» и т. п.

Для произношения С. д. весьма характерны общая смазанность артикуляции и обедненная интонация. В зависимости от степени понижения слуха у С. д. наблюдается и различная степень нарушения произношения слов. При глубоком рано возникшем понижении слуха произношение самостоятельно приобретенных слов у С. д. представляет значительное своеобразие. Их речь отличается не только от речи слышащих, но и от речи глухих детей. С. д. искажают слова, сохраняя в них по преимуществу слоги, стоящие под ударением, напр.: «ножи» (ножницы), «метай» [подметай). Часто в произношении С. д. сохраняется только контур слова, а слово в целом искажается до неузнаваемости, напр..: «пишельта» (газета), «муванти» (умывается).

В произношении С. д. обнаруживается характерное смешение звуков: звонких с глухими, шипящих со свистящими, смычных п, т, к между собой, твердых с мягкими, аффрикат ц, ч с одним из звуков, их составляющих. Отмечается также замена свистящих с, з взрывными т, д и др.

Характерно, что в процессе обучения С. д. сравнительно легко усваивают произношение звуков, но не всегда правильно употребляют их в словах. Слабослышащий ребенок в одних словах произносит данный звук правильно, а в других замещает его звуком, сходным по звучанию. Это показывает, что неправильности произношения у С. д. обычно не связаны с моторными затруднениями. Причина неправильностей лежит в недостаточном овладении звуковым составом слов вследствие неполноценного восприятия их на слух. Некоторые недостатки произношения могут возникнуть в результате самого незначительного понижения слуха (15— 20 дб), если слуховой дефект возник в самом начале речевого развития.

Грамматический строй речи С. д. также, как правило, нарушен. У детей, которые с раннего возраста слышат речь разговорной громкости только вблизи ушной раковины, высказывания часто совсем не оформлены в предложения, напр.: «Вова мальчик упала цветы ниля» (рассказ о мальчике, который бросил на стол мяч, уронил цветы и пролил чернила, стоящие на столе). При попытке построить предложения С. д. опускают то одни, то другие его члены, напр.: «Доктор мальчик» (описание картинки, на которой изображен врач, перевязывающий мальчику рану). Не менее выражены в речи у С. д. и отклонения от морфологических норм языка. Не расслышав безударное начало или конечную часть, слова, они либо опускают их, либо употребляют в искаженном виде, напр.: «копай» (копает).

В более развитой речи у С. д. наблюдаются характерные ошибки в употреблении падежных и родовых окончаний, а также суффиксов и приставок, напр.: «Мальчик положить платок карманах» и т. п.

Для С. д. характерны также особые отклонения в письме: в основном это замещения букв, которые отражают отмеченные выше замещения звуков а произношении. В целом слово в письме более глубоко искажается, чем в произношении. Не овладев в достаточной мере звуковым составом слова, С. д. пишут, напр., «шевича» (девочка), «сизи» (сидит), «йиот точка» (идет дождик) и т. п.

Ограниченный запас слов и недостаточное овладение грамматическим строем языка влекут за собой и ограниченное понимание устной речи и читаемого текста. Иногда создается впечатление, что слабослышащий ребенок лучше пользуется самостоятельной речью, чем понимает речь окружающих. Это кажущееся несоответствие между активной и пассивной речью становится понятным, если учесть разницу в условиях самостоятельного пользования речью и понимания чужой речи. Слабослышащий ребенок, располагающий ограниченным запасом слов при недостаточном овладении грамматическим строем языка, мобилизует все свои речевые возможности для того, чтобы выразить просьбу, желание, щие предметы и действия. Затем отдельные жесты заменяются словами, сообщенными ребенку в дактильном виде. Постепенно роль словесной речи увеличивается, и в конце концов она полностью заменяет собой жестовую степенно вводятся новые слова и новые грамматические формы. Однако в процессе обучения слепоглухонемой ребенок овладевает также С. д. возможность систематического обучения и усвоения общеобразовательных знаний.

Обучение слепоглухонемых речи, усвоение ими словаря, грамматического строя языка осуществляется в тесной связи с постепенным расширением устной (звуковой) речью и умением воспринимать на своей ладони начертание обычных букв. Один; из основных приемов обучения языку С. д. — система параллельных текстов: учебных, которые дает учитель, и самостоятельно составляемых уч-ся. В уч. тексты пои усложнением их непосредственного жизненного опыта. Овладение словесным языком открывает для слепоглухонемых возможность усвоения школьной программы и широких познаний об окружающем мире, зафиксированных в книгах и продуктах труда. С пе дагогической точки зрения важнейшее значение имеет возраст, в котором ребенок потерял слух и зрение. Дети, лишившиеся зрения и слуха д о овладения грамотой, обычно утрачивают речь и становятся слепоглухонемыми. Однако известны случаи, когда слепоглухонемота наступала при потере слуха и зрения и после овладения ребенком грамотой. При помощи спец. занятий, закрепляющих речь в дактильной, письменной или устной форме, можно предотвратить потерю словесной речи.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: