Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Синтез

мысленный процесс соединения частей предметов и явлений, отдельных элементов с их признаками и свойствами в целое, обладающее новыми свойствами и признаками. С. — процесс, противоположный анализу, но они взаимосвязаны.

С, как и анализ, может быть действенно-практическим, когда элементы или части и продукт их соединения вещественны (напр., процесс синтезирования воды из водорода и кислорода, монтаж прибора, машины, постройка здания и т. п.). При этом целое всегда обладает новыми признаками и свойствами по сравнению с элементами, составившими его (водород и кислород— газы, соединяясь, образуют жидкость — воду).

С, как и анализ, может осуществляться и в мысленном плане. Так, при обучении чтению звуки сливаются в слоги, из слогов составляются слова, из слов — предложения.- Анализ поступков, высказываний того или иного человека дает материал для С. — целостной характеристики этого человека. Анализ и С. — процессы, неотделимые друг от друга. «...Мышление состоит столько же в разложении объектов сознания на их элементы, сколько в соединении родственных между собой элементов в единство. Без анализа нет синтеза» (К. Маркс и Ф. Энгельс). Учение И. П. Павлова дало естественнонаучное обоснование процессов анализа и синтеза при отражении человеком предметов и явлений внешнего мира.

Аналитико-синтетическая деятельность имеет большое значение в учебной деятельности, в процессе накопления познавательного опыта уч-ся.

У аномальных детей наблюдается своеобразие С, связанное с особенностями анализа. Так, у глухих детей из-за затрудненного анализа замедленно развивается и С. Особенные трудности С. проявляются у них при овладении новыми понятиями.

Результаты С, осуществляемого слепыми детьми, не дают целостного образа предмета, т. к. слепые не могут воспринимать зрительно его отдельные признаки (цвет и др.).

С, осуществляемый в процессе познания предметов умственно отсталыми детьми, опирается на весьма несовершенный анализ. Им особенно трудно дается выделение и характеристика свойств целого предмета. Недостатки в развитии речи умственно отсталых также оказывают отрицательное влияние на осуществление операций С.

Специальная методика обучения помогает аномальным детям осуществлять более полноценно как анализ, так и синтез.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: