Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Сигнальные системы

условнорефлекторный механизм отражения действительности.

Учение о С. с. создано акад. И. П. Павловым. Согласно теории Павлова различные непосредственные раздражители (световые, звуковые, тактильные и т. д.) в процессе приобретения индивидуального опыта на основе механизма условного рефлекса становятся сигналами различных жизненно важных для организма явлений или воздействий (так, напр., звонок, сочетаясь с кормлением, может стать для животного сигналом пищи). Эти раздражители составляют сигналы первой С. с, имеющейся и у человека, и у животных. У человека наряду с этим все явления действительности могут сигнализироваться не только непосредственными раздражителями, но и отвлеченными и обобщенными сигналами, каковыми являются слова. «Если наши ощущения и представления, относящиеся к окружающему миру, есть для нас первые сигналы действительности, конкретные сигналы, то речь, специально прежде всего кинэстезические раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а, наконец, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом» (И. П. Павлов). Вторая сигнальная система является физиологической основой не только мышления, но и регулирования произвольных действий человека, что имеет исключительно важное значение для воспитания волевых качеств. С помощью слов — раздражителей второй С. с. — могут быть вызваны или, наоборот, заторможены различные действия человека.

Сигнальные системы проходят сложный путь развития. Чем младше ребенок, тем в большей мере его реакция определяется первой С. с. Словесная система начинает постепенно формироваться примерно с 10-месячного возраста.

Первоначально ведущую роль имеют непосредственные впечатления и представления об окружающей ребенка действительности. Но уже в дошкольном возрасте под влиянием общения со взрослыми и организованного воздействия со стороны последних (воспитания и обучения) вторая С. с. энергично развивается. Ребенок овладевает устной речью, а позднее, в школьном возрасте,— и письменной.

Материальный субстрат С. с. — большие полушария головного мозга. При этом субстратом второй С. с. являются особые речевые зоны коры больших полушарий. Таким образом, деятельность второй С. с. обеспечивается функционированием целого ряда участков коры головного мозга, входящих в состав корковых отделов двигательного, слухового и зрительного анализаторов. Поэтому при поражениях любого из этих отделов возникают различные нарушения работы второй С. с. — адалин, афазия и др. Диффузное поражение коры головного мозга, имеющее место при олигофрении, также ведет к нарушению развития второй сигнальной системы.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: