Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Сенсорное воспитание

воспитание умения видеть, слышать, осязать, т. е. воспринимать окружающий мир; формирование чувственного познания.

Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности человека, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Наибольшее значение сенсорное воспитание приобретает в раннем и дошкольном возрасте, когда у ребенка формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления. Пробелы в сенсорном развитии ребенка этого возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. В школьном возрасте эти пробелы проявляются как отставание в развитии, затрудняющее овладение знаниями основ наук. Так, напр., отсутствие умения верно, точно и быстро воспринимать форму, пропорции, пространственные отношения предметов мешает ребенку усваивать геометрию, черчение, географию; недостаточное развитие фонематического слуха становится препятствием к овладению речью.

Сенсорное воспитание — это формирование у ребенка качественно новых, сенсорных процессов и свойств. Оно осуществляется под влиянием активного педагогического воздействия, в процессе усвоения ребенком общественного сенсорного опыта.

Сенсорное воспитание должно помочь формированию у детей обобщенных способов обследования вещей, в процессе которого происходит сопоставление их особенностей с общественно выработанными системами сенсорных эталонов (мерок), таких, как общепринятая звуковысотная шкала музыкальных звуков, «решетка фонем» родного языка или же система геометрических форм.

Сенсорные действия — действия рассматривания, ощупывания, выслушивания формируются лишь в процессе содержательной деятельности. Наиболее полного восприятия предмета и его свойств требуют т. н. продуктивная деятельность, в которой необходимо создать продукт по заданному образцу.

Основное формирование сенсорных процессов происходит в дошкольном возрасте. Здесь закладывается основа дальнейшего развития познавательной деятельности в ее более высоких формах (интеллектуальное развитие). Адекватными дошкольному возрасту продуктивными деятельностями являются изобразительная (лепка, рисование, аппликация) и конструктивная. В процессе изобразительной и конструктивной деятельности формируется зрительное, тактильное и двигательное восприятие ребенка. Чрезвычайно важна также деятельность по овладению речью, в процессе которой формируется фонематический слух ребенка.

Значение сенсорного воспитания для умственно отсталых детей давно было отмечено педагогами и введено в практику обучения и воспитания.

У детей с сенсорными дефектами (слепые, слабовидящие, глухие, слабослышащие) выключен один из ведущих анализаторов, что чрезвычайно обедняет чувственное познание мира. Сенсорное воспитание у этих детей должно быть направлено на всемерное использование всех сохранных анализаторов ребенка и остаточных возможностей пораженного анализатора.

Наиболее ярко обеднение восприятия, чувственного познания мира сказывается у слепоглухонемых детей. Они абсолютно беспомощны даже в бытовом отношении. Здесь руководство ощущением и восприятием, приобретением способов адекватного отражения внешнего мира, т. е. сенсорное воспитание ребенка, становится основой всего воспитания. В качестве критерия правильного восприятия внешнего мира у этих детей используется лепка.

Слепые дети при отсутствии правильного руководства восприятием внешнего мира также могут оказаться беспомощными. Несмотря на то что у этих детей сохранен слух и речь, как правило, развита, их сенсорное развитие происходит полноценно толь ко при активном целенаправленном обучении. Речь у них часто маскирует недостатки восприятия. Так, напр., слепой ребенок может обстоятельно и верно рассказать о строении объекта (напр., зайца), но не может опознать его, получив в руки (не может найти у зайца лапы, хвост, уши, которые сам назвал). В таких условиях отсутствие сенсорного воспитания приводит к вербализму. Между тем при правильном использовании всех сохранных анализаторов у слепых детей можно сформировать вполне адекватное восприятие предметов и явлений внешнего мира.

Гораздо менее заметно нарушение сенсорного развития у детей с недостатками слуха (глухих и слабослышащих). Однако их сенсорное развитие не идентично сенсорному развитию нормально слышащих детей. Одна из причин этого — выключение слуховой афферентации (бинауральный слух является одним из ведущих компонентов в формировании восприятия пространства). Другая причина — трудность усвоения общественного опыта при отсутствии или задержке речевого развития.

Недостаточное развитие зрительного восприятия у этих детей приводит к бедности представлений, отсутствию четких образов и к парадоксальному в условиях глухоты явлению вербализма (слово, которое ребенок знает, не вызывает у него зрительного образа, оказывается «пустым»). Систематическое проведение сенсорного воспитания с учетом структуры дефекта, направленное на включение в восприятие не только всех сохранных анализаторов, но и пораженного анализатора (напр., при снижении слуха с помощью звукоусиливающей аппаратуры) может в значительной степени компенсировать дефект.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: