Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Семейное воспитание

воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). В нашей стране С. в. носит общественный характер. Советская семья — это частица советского общества, с которым она органически связана едиными интересами и единой целью построения коммунизма.

Советское государство уделяет большое внимание вопросам коммунистического воспитания молодого поколения и оказывает семье всемерную помощь в воспитаний и обучении детей. В нашей стране существует широкая сеть детских консультаций, яслей, детских садов.

Все эти положения полностью распространяются на С. в. аномальных детей. Однако воспитание аномальных детей имеет свои особенности, обусловленные характером дефекта развития каждого ребенка. Отсутствие или значительное понижение зрения, глухота или резкое снижение слуха, органические поражения мозга, вызывающие снижение интеллекта, оказывают влияние на физическое развитие, познавательную деятельность, поведение ребенка. Поэтому его воспитание имеет наряду с общими и специальные задачи и методы, корригирующие или компенсирующие отрицательные последствия имеющегося дефекта развития.

Между тем в С. в. аномальных детей нередко наблюдаются две крайности. Одна из них состоит в том, что ребенку не уделяют должного внимания. Не понимая особенностей развития такого ребенка, не умея найти правильный подход к нему, родители по существу предоставляют его самому себе. Другая крайность заключается в том, что родители чрезмерно жалеют и балуют ребенка, оберегают его от всех трудностей, стремятся все выполнить за него. В результате такого воспитания дети становятся беспомощными и заметно отстают в своем развитии.

Воспитание аномального ребенка раннего возраста осуществляется главным образом в процессе ухода за ним. Родители приучают его к самостоятельности, руководят развитием его движений и речи. Воспитание ребенка дошкольного возраста — это физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание. Очень важна подготовка дошкольника к школе, необходимо, чтобы он имел известные навыки самообслуживания, умел вести себя в коллективе, выполнять требования старших, приобрел определенный круг представлений. Если ребенок посещает спец. детский сад, необходимо соблюдать единые требования к нему в семье и дошкольном учреждении.

С. в. детей школьного возраста осуществляется в тесном контакте со школой. Большинство спец. школ — интернаты, но каникулы, а иногда и праздничные дни ребенок проводит дома. Надо поддерживать в семье те навыки, которые аномальные дети получили в школе, расширять их кругозор, закреплять речевые, навыки, приобретенные в школе (особенно это относится к глухим, слабослышащим детям, а также к детям с тяжелыми нарушениями речи). Соблюдая общие требования, предъявляемые к воспитанию детей, родители ребенка, имеющего те или иные отклонения в развитии, должны учитывать наиболее характерные особенности каждой категории аномальных детей.

Семейное воспитаниедетей с недостатками слуха. Наиболее тяжелое последствие полной или частичной потери слуха — отсутствие или недоразвитие речи.

Поэтому, если глухой или слабослышащий ребенок воспитывается в семье, особое внимание следует уделять формированию у него словесной речи — учить его понимать обращенную к нему речь, выражать свои желания, просьбы и т. д. Стремясь установить контакт с окружающими, глухой ребенок прибегает к жестам. Чтобы обеспечить ему возможность речевого контакта и овладения словесной речью, надо начинать работу по формированию ее сразу же после того, как будет установлено, что самостоятельно речь не развивается.

Все, что ребенок видит дома или на улице, — его впечатления и эмоции должны облекаться в словесную форму. Ребенку как можно раньше надо дать понять, что все предметы имеют свои названия. Для этого названия предметов пишут на табличках крупными печатными буквами и прикрепляют их к соответствующим предметам. Полезно делать для детей книжки-самоделки с подписями к картинкам. Для понимания речи окружающих ребенка приучают смотреть в лицо говорящего и читать с губ. Говорить нужно громко, отчетливо, смотря в лицо ребенку. Ребенок подражает движениям губ говорящего — отраженно повторяет обращенную к нему речь.

С помощью специальных приемов родители могут сами учить детей произносить звуки, слова, фразы. Для получения необходимых указаний следует обратиться к специалистам — сурдопедагогам и логопедам.

Для развития остатков слуха, имеющихся почти у всех глухих детей, надо использовать звучащие и музыкальные игрушки, а при обращении к ребенку— громко говорить ему на ухо. Полезно проводить с детьми занятия по развитию речи, по счету, по развитию и использованию остатков слуха несколько раз в день (продолжительность одного занятия 10—15 мин.). Дети должны заниматься лепкой из глины или пластилина, рисовать, конструировать и т. д. К 7 годам продолжительность занятий увеличивается до 45 мин.

У детей с недостатками слуха часто бывает нарушена моторика. Поэтому большое внимание следует уделять воспитанию движений. У детей, перенесших менингит, иногда резко нарушается походка: они легко теряют равновесие, неустойчиво держатся на ногах. Необходимо приучать детей лазать, прыгать, бегать, ходить по начертанной линии и т. д.

Одна из особенностей воспитания глухого ребенка — приучение его к бесшумным действиям: умению без стука ставить стулья и другие предметы, тихо выходить из-за стола, ходить не шаркая ногами и т. д.

Очень важно, чтобы глухой или слабослышащий ребенок не был изолирован от своих слышащих сверстников. Для этого нужно помочь такому ребенку войти в коллектив нормально слышащих детей, рассказать им, как надо разговаривать с глухими, предотвратить возможные конфликты из-за неправильного отношения к ребенку с недостатком слуха. Глухим и слабослышащим детям необходимо посещать детские киносеансы, спектакли. Разумеется, очень важна помощь родителей в осмыслении виденного.

Семейное воспитание детей с недостатками зрения. Как только слепой ребенок научится ходить, не следует оберегать его от самостоятельных движений. Нужно приучать его ходить и бегать по комнате, ориентируясь на голос человека и звук погремушки. Предварительно надо убрать мебель, чтобы он не ушибся. Затем ребенок знакомится с расположением комнат в квартире или доме, с устройством двора и приучается самостоятельно передвигаться в квартире, в доме, во дворе и на ближайшей улице. Сначала он ходит, держась за руку взрослого, затем рядом или впереди взрослого.

Слепые дети приобретают уверенность в движениях, ловкость, гибкость тела, если их учат прыгать через скакалку, играть с озвученным мячом, выполнять простые гимнастические упражнения, играть в подвижные игры со зрячими («в лошадки», «в паровозик», «в жмурки» и т. д.).

Слепой ребенок, как и зрячий, постоянно стремится к движению, выполнению какой-либо деятельности, но отсутствие зрения не позволяет ему видеть движения других людей, и естественная потребность двигаться начинает проявляться в раскачивании туловища, махании руками, подпрыгивании на одном месте и т. д. Такие навязчивые движения могут укрепиться как дурные привычки. Эти явления можно устранить или предупредить в дошкольном возрасте с помощью специальных методов, указанных врачом. Необходимо преодолевать скованность и замедленность движений слепого, прививать ему навыки ориентировки и самообслуживания, развивать органы чувств, расширять его представления об окружающем.

В первую очередь надо организовать быт ребенка, установить режим, соответствующий его возрасту.

Познание окружающего мира осуществляется при правильном воспитании органов чувств. Можно научить слепого разбираться с помощью слуха в многообразии звуков, определять по звуку различные виды транспорта, различать голоса птиц и животных, журчание ручья, шелест листьев и др.

Осязающие руки заменяют слепому глаза. Поэтому для развития осязания нужно научить слепого ощупывать предметы, называя их части.

Внимание ребенка обращают на различные формы, размеры, фактуру вещей, материалы, из которых они сделаны.

Речь слепого ребенка развивается в процессе нормального общения с окружающими, однако конкретизации ее родители должны уделять особое внимание. Слепому ребенку надо рассказывать сказки, он должен слушать детские передачи по радио, рассказы о жизни и труде людей. Необходимо учить ребенка правильно отвечать на вопросы, пересказывать прочитанное вслух. Встречающиеся в тексте новые слова следует объяснять ребенку при одновременном осязании им соответствующего предмета. О тех предметах, которые он не может сам ощущать, нужно рассказать просто и понятно и при первой возможности познакомить с ними или с соответствующей игрушкой. Ребенка учат рассказывать о знакомых предметах, о своих играх, выполненных заданиях. При использовании такой конкретной основы его речь станет богаче, последовательнее и точнее.

Кругозор и знания слепого ребенка расширяются при целенаправленном знакомстве с сезонными изменениями в природе. Он должен знать некоторые цветы, деревья, различать по форме и. вкусу овощи и фрукты. Особое значение для его развития и познания им действительности имеют игрушки, при подборе которых нужно обращать внимание на то, чтобы в них не было деталей, искажающих форму соответствующего предмета, выделялись типичные признаки предметов. Полезно применять озвученные игрушки, а для детей с остаточным зрением — цветные игрушки.

Представления, память, внимание ребенка развиваются в творческих сюжетных играх. Большую пользу приносят такие виды работы, как лепка, конструирование, аппликации, т. к. они служат средством, развития руки, осязания и уточнения представлений о форме и пропорциях предметов.

Примерно с 5 лет слепого ребенка можно научить пользоваться простыми рабочими инструментами: ножницами, молотком, ножом и т. д. При этом необходимо соблюдать осторожность, все приемы работы тщательно показывать и объяснять.

Правильное применение различных методов и средств при воспитании слепого ребенка способствует полноценному развитию его сил и возможностей, навыков, а также вежливого, культурного поведения в семье, на улице, в общественных местах. Большое значение имеют регулярные занятия с ребенком, развивающие его познавательную деятельность: наблюдения за предметами и явлениями окружающей природы, рисование, лепка, чтение доступных детских книг, упражнения по развитию речи.

Родителям или другим членам семьи, воспитывающим умственно отсталых детей, следует советоваться с врачом-психоневрологом относительно необходимых оздоровительных и коррекционных мероприятий (режим, водные процедуры, гимнастика и др.).

С момента поступления умственно отсталого ребенка в школу необходимо проводить в семье работу по закреплению знаний и навыков, полученных им в школе.

Семейное воспитание детей с нарушениями речи. В 4—5-летнем возрасте ребенок большую часть звуков должен произносить правильно. Заметив, что у него отстает развитие произношения, родители должны возбудить его интерес к звуковой стороне речи, приучать прислушиваться к речевым звукам и выделять их в простых словах. Полезно привлекать внимание ребенка к сравнению на слух правильного и неправильного произношения слова. Необходимо добиваться того, чтобы он стремился к более четкому произношению. Ускоренный темп речи и ошибки в разговоре окружающих, стремление подделаться под детскую речь мешают детям ориентироваться в звуковом составе слов и нередко являются причиной их неправильной речи.

Особенно внимательно следует отнестись к произношению детей, поступающих в школу. Во многих случаях школьники, имеющие недостатки произношения, с трудом овладевают грамотой и часто, несмотря на все старания, не успевают по родному языку. Это объясняется несформированностью их представлений о звуковом составе слова.

Еще до поступления в школу нужно привлекать внимание детей к произношению окружающих, указывать образцы хорошей, правильной речи, которой следует подражать.

В тех случаях, когда у детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие речи, не следует побуждать их речевую активность. Таким детям не надо слишком много читать вслух, чтобы уберечь их речь от искажений. В тех же случаях, когда развитие речи ребенка отстает, необходимо активизировать этот процесс: побольше рассказывать ребенку, побуждать его пользоваться новыми словами, учить построению фраз. Однако делать это следует осторожно, не перенапрягая его нервную систему непосильными требованиями, т. к. на фоне общего недоразвития речи, когда у ребенка не хватает слов для общения с окружающими, может возникнуть заикание.

Лучшее средство предупреждения заикания — правильный общий и речевой режим ребенка. Дети очень склонны к подражанию, и заикание нередко возникает у них вследствие подражания речи заикающегося, а затем входит в привычку, закрепляется надолго. Поэтому крайне важен спокойный темп речи взрослых, окружающих ребенка.

Если ребенок начал заикаться, надо сразу с этим бороться. Необходимо прежде всего позаботиться о том, чтобы прерывистая форма речи не закрепилась и не стала устойчивой. Для этого временно создают условия, при которых ребенок не должен вступать в разговор с окружающими. Лучше всего ограничить число лиц, общающихся с ним. На время надо убрать книги, перестать читать вслух. Не следует задавать вопросов, требующих многословного ответа, т. к. это способствует закреплению заикания.

Помощь детям, имеющим недостатки речи, оказывается логопедами на логопедических пунктах.

Для детей, страдающих тяжелым общим недоразвитием речи, существуют специальные школы в системе министерств просвещения.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: