Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Самостоятельная речь

речь без непосредственной опоры на готовый образец в виде произнесенных кем-либо слов или фраз. С. р. используется как вид речевых упражнений, который служит подготовкой к свободному применению приобретенных в результате логопедической работы навыков речевого общения.

Различают два основных типа С. р.: подготовленную (произнесение заученных стихотворений, пересказ прочитанного, изложение школьных уроков и т. д.) и неподготовленную (рассказ о непосредственно пережитом или на заданную тему, выполнение специальных заданий, требующих речевого общения с незнакомыми людьми на улице, в магазине, разговор по телефону и т. п.).

В зависимости от той функции, которую выполняет речь в общении, принято различать ситуационную и контекстную форму Ср. Ситуационная речь является простейшей формой С. р., т. к. наглядная, конкретная ситуация облегчает формулирование мысли. Контекстная речь — более сложная форма С. р., т. к. в этом случае сообщение строится лишь с опорой на языковые средства. Типы упражнений, связанных с использованием Ср., особенно детально разработаны применительно к работе с заикающимися. Система упражнений строится в соответствии с нарастающей сложностью форм самостоятельной речи от ситуационной к контекстной.

Rambler's Top100
Контактный е-mаil: