Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Самообслуживание

первоначальная ступень трудового воспитания. Простейшие навыки С. дети приобретают еще в дошкольном возрасте. Как только ребенок начинает ходить, необходимо постепенно вырабатывать у него привычку самостоятельно одеваться, умываться, убирать свои игрушки и т. д. В спец. школах преодоление существенных недостатков развития, коррекция и компенсация отклонений развития аномальных детей начинаются с привития им первичных навыков самообслуживания. С. в спец. школах-интернатах вводится с первого года обучения и состоит из следующих видов бытового труда: соблюдение личной гигиены, уборка постели, своего рабочего места (I—II кл.), дежурство по уборке классов, спальни, коридоров, столовой (III—IV кл.). К дежурствам в кухне в школе для слепых детей привлекаются гл. обр. уч-ся IV—V кл., при этом обязательно учитывается состояние остаточного зрения.

Ребенка нужно научить не только правильно выполнять все действия, связанные с самообслуживанием, но и выработать у него привычку к С. Привычка может возникнуть только в том случае, когда от ребенка изо дня в день требуют выполнения определенных действий (напр., уборка постели, сервировка стола, мытье рук и т. п.). К труду по С. в одинаковой степени следует приучать девочек и мальчиков. Умение обслуживать себя (стирать, гладить, штопать и т. д.) необходимо тем и другим.

В современной школе С. получило широкое развитие. Этому в значительной мере способствовало принятое ЦК КПСС и Советом Министров СССР 2 июня 1959 г. постановление «О расширении самообслуживания в общеобразовательных школах-интернатах, детских домах, профессионально-технических училищах, суворовских училищах, в средних специальных учебных заведениях», в котором С. рассматривается как важное средство воспитания детей и молодежи.

Rambler's Top100
Ставропольский рейтинг сайтов на сайте top.avto-ug.ru.
Контактный е-mаil: