учебный предмет, содержанием которого является обучение грамоте, правильному, сознательному чтению, развитие устной и письменной речи, изучение основ грамматики и словарного состава языка.
Обучение языку имеет исключительно важное значение в образовательно-воспитательной работе спец. Школ. Полное или частичное поражение слуха приводит к отсутствию словесной речи у глухих и слепоглухих детей, к недоразвитию звуковой, лексической и грамматической сторон речи у слабослышащих детей. Полное или частичное нарушение зрения влечет за собой недоразвитие смысловой стороны речи у слепых и слабовидящих детей. Отсутствие или недоразвитие речи у названных групп детей вызывает большие или меньшие задержки в развитии их психической деятельности.
Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие фонети ческой и лексико-грамматической сторон речи, а также ограниченное понимание ее. У многих умственно отсталых детей наблюдается длительное (иногда до 3—4-летнего возраста) отсутствие самостоятельной речи. У детей-логопатов различные формы речевых недостатков выявляются в дефектах произношения, нарушениях темпа и плавности речи, в нарушениях лексико-грамматической системы языка, в трудностях овладения чтением и письмом, в нарушении понимания речи.
Обучение языку очень важно для компенсации недостатков в формировании личности аномальных детей. В условиях специального обучения у детей формируется или совершенствуется речь, а на этой основе развивается познавательная деятельность и эмоционально-волевая сфера, вырабатывается правильное взаимодействие со средой, создаются или совершенствуются возможности общения с окружающими людьми. Обучение Р. я. в спец. школе ведется с учетом различных условий речевого развития уч-ся и особенностей формирования отдельных сторон их личности. В связи с этим почти каждый тип спец. Школ имеет свой уч. План, программу, учебники и методику обучения (исключение составляют: школы для слепых и слабовидящих и школы для детей с расстройствами речи (I отд.), которые занимаются по программам массовой школы, а также школы для слепоглухих детей, где в старших классах уч-ся занимаются по учебникам для школ слепых, в младших же, особенно в период т. н. «элементарной грамоты», обучение ведется по текстам, которые составляют сами учителя).
Во вспомогательной школе обучение умственно отсталых детей Р. я. проводится в течение 8 лет. За этот период дети овладевают знаниями и навыками примерно в объеме массовой четырехлетней школы.
В процессе обучения Р. я. Необходимо повысить уровень общего развития уч-ся, научить их правильно и осмысленно читать, выработать навыки аккуратного, грамотного письма, научить последовательно и понятно излагать мысли в устной и письменной форме.
У умственно отсталых детей в начале обучения отмечается скудный запас слов (особенно обозначающих действия, признаки предметов, а также выражающих общие понятия). Им трудно не только понимать объяснения учителя, но и выполнять простейшие поручения. Из-за слабого осмысливания явлений внешнего мира умственно отсталые дети почти не задают вопросов, мало говорят о том, что они видят. Описательно-повествовательная речь развита у них слабо, часто нелогична. Различные недостатки произношения имеют многие ученики I кл. вспомогательной школы.
При обучении умственно отсталых детей Р. я. в школе большое внимание уделяется коррекции недостатков общего и речевого развития, систематической работе по исправлению дефектов произношения (индивидуальные логопедические занятия проводятся по 3 часа в неделю в I—IV и по 2 часа — в V-VII кл.). Развитие речи, особенно в младших классах, ведется в тесной связи с практической деятельностью детей и ознакомлением с окружающей действительностью. Выполняя различные виды труда, ухаживая за расте-ниями и животными, во время экскурсий, на предметных уроках дети приобретают умение задавать вопросы и отвечать на них, самостоятельно рассказывать о своей работе и наблюдениях. На уроках школьники учатся вести диалог, устно и письменно рассказывать о событиях, происходивших с ними и окружающими людьми, о выполненной работе, о том, что изображено на картине, и т. д. Таким образом обогащается словарь и совершенствуется грамматический строй их речи. В систему работы над словарем и грамматическим строем языка вводятся логические упражнения (классификации, сравнения, обобщения и т. д.).
Большое значение для речевого развития уч-ся младших классов имеет обучение грамоте. Букварному периоду предшествует период добуквар-ный (1,5—2 месяца), в течение которого ученики занимаются звуковым анализом речи и упражнениями, подготавливающими к письму. Обучение грамоте ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Серьезное внимание уделяется технике письма, овладение которой для умственно отсталых детей составляет значительные трудности.
Во II—IV кл. при обучении чтению ставятся следующие задачи: перевести уч-ся с послогового чтения на плавное, правильное и выразительное чтение вслух, научить их понимать содержание несложных текстов при чтении про себя. Уч-ся учат правильно передавать своими словами содержание прочитанного по вопросам, картинам и плану.
В V—VIII кл. особое внимание уделяется развитию логически правильной связной речи, в частности, путем устного и письменного пересказа прочитанного, читаются отрывки из художественных произведений русских и советских писателей. Продолжается работа над правильным, беглым и выразительным чтением. Школьники учатся выделять в произведении описания природы, составлять характеристики действующих лиц и т. д. На спец. Уроках уч-ся знакомятся с образцами деловых бумаг и учатся составлять их самостоятельно.
Обучение Р. я. в начальной школе для слепых и слабовидящих имеет следующие задачи: повысить уровень общего развития уч-ся; выработать навыки правильного, сознательного и выразительного чтения; научить рельефному (в школах для слепых) и плоскому письму, выработать навыки грамотного письма, развить устную и письменную речь.
Обучение слепых детей Р. я. Имеет специфические особенности, обусловленные трудностями формирования конкретных представлений и установления правильного соотношения между ними и быстро нарастающим запасом слов.
Особенно трудно обучить слепых детей чтению и письму.
Для того чтобы усвоение знаний по языку не было формальным, широко применяются различные средства наглядности, в первую очередь с опорой на слух и осязание. Обучение связывается с экскурсиями, предметными уроками, практическими занятиями, играми.
Обучение грамоте начинается в I полугодии I кл. и имеет два периода: добукварный и букварный. В добук-варном большое внимание, уделяется развитию осязания, движений рук, развитию фонематического слуха и подготовке к письму.
В букварный период слепых детей обучают чтению и письму с помощью рельефного шрифта. Специальные упражнения помогают уч-ся преодолеть трудности, связанные с овладением этим шифром (противоположное расположение букв при чтении по сравнению с письмом, большое количества зеркальных букв и пр.).
С IV кл. один час в неделю отводится на обучение письму плоским шрифтом, с помощью брайлевского прибора, а с V кл. — методом скорописи. С V кл. уч-ся могут учиться по системе Брайля (рельефным шрифтом) на специальных пишущих машинках, что повышает скорость этого письма. В средней школе слепые дети овладевают обычной пишущей машинкой с плоским шрифтом.
Слабовидящие дети учатся читать и писать только с помощью плоского (укрупненного) шрифта.
Большое внимание уделяется выразительному чтению, т. к. слепые и слабовидящие дети особо чутки к речегой интонации и правильное соблюдение ее помогает им проникнуть в смысл читаемого. Образцом выразительного чтения является чтение учителя, а также чтение мастеров художественного слова, данное в грамзаписи или в записи на магнитофоне. При объяснительном чтении макси мально используются средства наглядности, экскурсии, предметные уроки. Работа над значением слов опирается на чувственную основу, особенно на слуховое и осязательное восприятие.
Начиная с I кл. со слепыми детьми ведутся систематические занятия по развитию речи, эти занятия связываются с ознакомлением с окружающей обстановкой, жизнью природы, трудом взрослых. Дети учатся самостоятельно излагать свои мысли.
Изучение грамматики и правописания объединяется с работой по развитию речи. Богатая речевая практика вырабатывает у слепых и слабовидящих детей такой же правильный грамматический строй речи, как и у зрячих.
Изучение грамматики и правописания имеет практическую направленность — проводятся разнообразные упражнения, в процессе которых школьники учатся слушать речь учителя, писать под диктовку и т. д. Специфика занятий выражается в замедленности письма, в необходимости составления рельефных схем и таблиц при грамматическом разборе (в школе для слепых), в трудности самоконтроля и исправления ошибок.
В школах для глухих детей обучение Р. я. Ведется на протяжении 13 лет. С приготовительного по VIII кл. уч-ся занимаются по специальной программе; в IX—XII кл. — по программе старших классов восьмилетней массовой школы.
Обучение Р. я. В школе-интернате проводится в процессе всей учебно-воспитательной работы в условиях учебной и трудовой деятельности, во время игр, занятий спортом, в связи с выполнением режима дня и т. д. Работой над речью в интернате руководит классный воспитатель, в приготовительном — IV кл., в дополнение к этому — в часы, специально предусмотренные уч. Планом. Работу по развитию речи ведет также учитель.
Уч-ся младших классов, особенно во II отд., изучают язык в условиях организованной речевой практики. На спец. Уроках дети учатся понимать обращенную к ним речь, упражняются в ведении бесед, выполняют разнообразные работы, направленные на развитие самостоятельной письменной речи, обучаются сознательному чтению, выполняют упражнения, способствующие практическому осознанию некоторых основных закономерностей грамматического строя языка. Большое внимание уделяется созданию условий, способствующих использованию речи, самостоятельно приобретаемой детьми. Наряду с этим, уч-ся систематически изучают звуко-буквенный состав слов, обычно искаженно усваиваемых детьми с помощью неполноценного слуха. Создаются условия для организованного пополнения словарного запаса уч-ся.
Формирование элементов словесной речи начинается на базе жестовой речи сначала в форме дактильных слов-зна ков, обозначающих конкретные предметы быта, заменяющих жесты. Следующее за этим усвоение дактильного алфавита является уже подступом к усвоению грамоты и показателем возможности перехода ко второму периоду обучения — периоду обучения грамоте, сначала при помощи рельефно-точечного (брайлевского) шрифта, а затем обычного плоскопечатного шрифта, при изучении которого буквы даются вырезанными из бумаги или пишутся на ладони.
Рельефно-точечные буквы соотносятся с дактильными знаками; плоско-печатные—с рельефно-точечными. Усвоение плоскопечатных букв дает возможность общаться уже с любым человеком. К этому времени относится и начало работы над устной звуковой речью детей.
В дальнейшем, обучаясь по специальной методике, дети овладевают простым нераспространенным, а затем распространенным предложением. При обучении простому нераспространенному предложению ребенку впервые даются слова, обозначающие действия и состояния предметов; при распространении предложений в речь вводятся в первую очередь прямые и косвенные дополнения. Постепенно дети учатся понимать, а затем и самостоятельно составлять тексты, в которых предложения связаны логикой действий самого ребенка или окружающих его людей. На специально составленных учителем текстах, в условиях длительных упражнений формируется у детей и грамматический строй языка.