уч. предмет, начальное звено общей системы трудового обучения. Р. т. — одно из действенных средств умственного и физического развития и нравственного воспитания аномальных детей.
На уроках Р. т. дети приобретают первоначальные трудовые навыки и умения, овладевают доступными для них приемами работы с бумагой, кар- тоном, тканями и другими материалами.
В школах для глухих Р. т. преподается с приготовительного по IV кл. включительно, в школах для слепых — с I по V кл. и во вспомогательной школе — с I по III кл. В процессе обучения Р. т. на первый план выдвигается реализация учебно-воспитательных и коррекционных задач. На уроках Р. т. уч-ся занимаются изготовлением простейших изделий — игрушек, наглядных пособий, уч. Принадлежностей, предметов домашнего обихода. В школах для слепых и умственно отсталых детей в содержание уроков Р. т. включается самообслуживание.
Занятия Р. т. тесно связаны с обучением русскому языку, арифметике, рисованию. В то же время конкретные представления, полученные на уроках Р. т., используются уч-ся при изучении других предметов. Кроме того, элементы Р. т. включаются в общеобразовательные предметы.
Уч-ся овладевают новыми знаниями, навыками и умениями по определенной системе, последовательно, начиная с подготовки материалов и инструментов и кончая сдачей изготовленной вещи. Организация урока Р. т. способствует развитию у уч-ся самостоятельности в работе.
Качество готового изделия и правильность приемов работы оцениваются по пятибалльной системе. При этом уч-ся должны понимать, как достигается хорошее качество работы и какие причины вызывают брак.
Для развития у детей интереса к труду, расширения и углубления знаний и воспитания комплекса разнообразных умений большое значение имеет внеклассная работа по Р. т., органически связанная с содержанием уроков ручного труда.