Дефектологический словарь

А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Я

Рельефные карты

учебные географические и исторические карты для школ слепых, выполняемые в рельефе для осязательного восприятия.Географические Р. к. могут быть физическими, политическими и специальными (карты полезных ископаемых и др.). Применяются также контурные Р. к., на которых уч-ся наносят пластилином обозначения заданных объектов.

Приняты Р. к. двух видов: н а -стольные (малого формата), предназначенные для индивидуального пользования, и настенные (боль шого формата) — в основном для внеклассных занятий.

На Р. к. суша показана подъемом рельефа, водные пространства — опусканием. Градусная сеть наносится рельефными штрихами в рамке карты и надписывается цифрами рельефно-точечного шрифта без цифровых знаков. Реки обозначаются сплошными выпуклыми линиями, более тонкими в истоках и утолщающимися к устью; горные хребты — поднятием рельефа над уровнем суши; плоскогорья — мелкими рельефными точками; города — выпуклыми точками разных размеров; границы — рельефным пунктиром и штрихпунктиром; месторождения полезных ископаемых и природные зоны — буквами рельефно-точечного шрифта. Другие условные обозначения выполняются рельефными знаками, близкими по форме к применяемым на плоских картах. На некоторых Р. к. применяются условные знаки, действительные только для данной карты. Их значения оговариваются на врезке или в пояснительном тексте (легенде).

Для отчетливого осязательного восприятия слепыми детьми Р. к. имеют меньшую нагрузку, чем плоские: градусная сеть не наносится на всю карту, надписи не делаются, проводится большая специализация рельефных карт и вынесение некоторых объектов в укрупненном масштабе на врезки. Разгрузка Р. к. делается для облегчения осязательного восприятия их слепыми детьми.

Однако все требуемые учебными программами объекты должны быть отражены на Р. к. Р. к. выполняются на перфокарточ-ной бумаге, листовой пластмассе (настольные), из гипса, фанеры, картона (настенные). Бумажные Р. к. иногда брошюруются в виде атласа, но реже, чем плоскопечатные, т. к. пользование ими становится от этого менее удобным.

Настенные Р. к. всегда, а настольные иногда окрашиваются, так как ими пользуются не только слепые, но и уч-ся, имеющие остаточное зрение. Цвета применяются такие же, как на плоских картах, но с меньшим количеством оттенков.

Особым видом Р. к. являются разрезные карты. Они составляются из выпиленных из фанеры, вылепленных из пластмассы и т. п. Очертаний объектов, обозначения на них наносятся способом химического рельефа. Разрезные Р. к. дают возможность осязательного обследования контуров объектов-.

Электрифицированные настенные Р. к. позволяют уч-ся по звуковому сигналу убеждаться в правильности указания нужного объекта.

В некоторых странах изготовляются рельефные карты—макеты, на которых все объекты наносятся общепринятыми знаками, а рельеф местности выполняется в виде макета. Однако такие Р. к. менее удобны, т. к. макеты возвышенностей, особенно гор, затрудняют осязательное восприятие остальных обозначений.

Rambler's Top100
Перловая каша на молоке в мультиварке vashakasha.com.
Контактный е-mаil: